В том, что мобильные модемы для связи компьютеров с сотовыми сетями третьего поколения крайне необходимы и полезны корпоративным пользователям, кажется, убеждать уже никого не надо. Однако в настоящий момент на этом рынке возникла интересная ситуация: производители не размещают встроенные адаптеры для связи с сетями UMTS/CDMA2000 в мобильные ПК, как это происходит с модулями Wi-Fi, поэтому подавляющее большинство такой техники представлено во внешнем исполнении — в виде USB-устройств, модемов для портов PCMCIA или Express Сard.

Интернет-модуль для сетей UMTS с поддержкой скоростного протокола HSDPA можно постоянно носить с собой. А после его установки ноутбук или персональный компьютер автоматически получает доступ к скоростной сети. Отметим, что по данным европейских операторов (T-mobile, Vodafone, Telefonica и т. д.), которые уже перешли на UMTS, именно подобные “мобильные” абоненты потребляют более 80% сервисов 3G-сетей передачи данных — в основном для загрузки мобильного контента. Рассмотрим, какие варианты “мобилизации” есть в настоящее время у российского пользователя.

Типология беспроводных модемов

К началу II квартала 2008 г. на российском рынке было представлено несколько сотен моделей мобильных модемов для сетей GSM (с поддержкой GPRS и GPRS/EDGE), UMTS (чаще всего они работают по протоколу HSDPA), а также CDMA2000 (поддержка протокола EV-DO rev. 0, а также более скоростного EV-DO rev. А). Судя по обнародованным недавно результатам исследования Global Mobile Suppliers Association (GSA), мировой рынок таких устройств к концу 2008 г. составит 15--20 млн. штук и при средней стоимости устройства 150—200 долл. достигнет объема в 3—3,5 млрд. долл. При этом главную роль на нем будут играть тайваньские компании Asustek Computer, BandRich Gigabyte Communications, Inventec Appliances, Quanta Computer, а также китайские производители Amoi Electronics, Huawei Technologies, TechFaith Wireless, SIM Technology и ZTE. Основные покупатели подобных устройств — корпоративные пользователи, развивающие направление “мобильного офиса”.

В целом рынок мобильных модемов образовался совсем недавно, не больше полутора лет назад, при этом он оказывает определенное воздействие на ситуацию: PCMCIA-карты, господствовавшие в сегменте корпоративных “подключенцев” в последние три-четыре года (порт такого стандарта был в любом ноутбуке), постепенно сдают позиции миниатюрным и более функциональным USB-устройствам, продажи которых растут. Правда, визуально они выглядят чуть более громоздкими по сравнению с USB-устройствами памяти, поскольку в них размещаются плата передачи данных, крепление для внешней антенны и порт для SIM/RUIM- карты. Однако они более функциональны: всё чаще подобные модемы оснащаются встроенной памятью для хранения управляющего ПО и драйверов, необходимых для управления модемом с персонального компьютера (практика комплектования мобильных модемов CD-дисками с пакетом ПО уходит в прошлое — достаточно самого модема, чтобы подготовить любой компьютер к работе с беспроводной сетью менее чем за пять минут).

Глобальный рынок мобильных модемов к концу 2008 г. составит 15—20 млн. штук и при средней стоимости устройства 150—200 долл. достигнет объема в 3—3,5 млрд. долл.

Наиболее подготовленным оператором с точки зрения устройств для передачи данных можно считать “Скай Линк”— у этой компании в зависимости от региона в ассортименте присутствует от пяти до девяти портативных модемов, которыми можно оснастить как ноутбук, так и рабочую станцию. Учитывая, что российский рынок мобильного интернет-доступа за 2007 г. вырос с 400 млн. до 600 млн. долл., подобная стратегия представляется вполне разумной. Сервис мобильной передачи данных, позволяющий привлекать корпоративных пользователей, у которых развито направление мобильной работы и есть необходимая инфраструктура, становится основным для оператора. Наиболее “ударные” предложения — USB-модемы от AnyDATA (ADU-510A, ADU-310A), Cmotech (CNU-680, CNU-550) и ZTE (модель MG478). Это портативные устройства весом 25--30 г со слотом для RUIM-карты, ряд из них оснащен внешней миниатюрной антенной для улучшения качества связи. В целом они очень похожи на обычные флэшки, причем два из этих модемов (AnyDATA ADU-510A и Cmotech CNU-680) поддерживают скоростной протокол передачи EV-DO rev. A. При этом “старые” предложения в виде PCMCIA-карт постепенно сходят на нет и приобретаются в основном корпоративными клиентами, располагающими обширным парком техники, где встречаются и старые компьютеры. Отметим, что практически все подобные решения помимо выхода в Интернет позволяют отправлять и SMS-сообщения.

Из операторов “большой тройки” мобильные модемы наиболее активно продвигает компания “ВымпелКом”, одной из первых внедрившая тотальное покрытие EDGE для своей сети в большинстве регионов России и сделавшая ставку на корпоративных пользователей, которым нужна связь в командировках по стране и за рубежом. У этого оператора целых шесть вариантов комплекта “Мобильный офис”, причем только четыре устройства поддерживают сети 3G, а остальные работают с GSM/EDGE или GSM/EDGE/Wi-Fi, причем для Wi-Fi предусмотрен международный роуминг с крупными европейскими сетями. Жаль, что для пользователей “Мобильного офиса” пока нет льготного подключения к сети Golden Wi-Fi (“ВымпелКом” недавно приобрел значительный пакет акций компании “Голден Телеком”), но будем надеяться, что это случится в самом ближайшем будущем. Набор устройств в данном случае весьма разнообразен: здесь три карты для порта PCMCIA (производства Sony Ericsson), одна формата Express Сard и два USB-модема (все — компании Option). Из личного опыта использования можно отметить, что с ПО для PCMCIA-карт техническому подразделению компании стоит поработать: в мобильных ПК, обладающих встроенным Blutooth-драйвером, такие устройства могут отказаться функционировать.

Интересные устройства можно встретить и у “МегаФона” — кроме “старого” предложения в виде PCMCIA-карты Sony Ericsson компания продает и два действительно миниатюрных USB-модема от Huawei. Они похожи на USB-флэшки или подлючаемый по USB модуль FM-радио, но могут работать в сетях 2--2,5G (модель EG162) или 3G (модель E220). Оба модема не требуют предварительной инсталляции управляющего ПО: драйверы, сохраненные в устройстве, автоматически устанавливаются сразу после его подключения к USB-порту компьютера и работают во всех современных операционных системах. А у МТС можно приобрести PCMCIA-карту Sony Ericsson модели GC89 — она поддерживает только GPRS/EDGE: хорошая разработка, но актуальная для рынка двухлетней давности. Более интересная новинка — устройство от Huawei E220, которое работает в сетях GSM/UMTS с широким спектром операционных систем — Windows 2000, XP, Vista, MAC. Устройство снабжено разъемом мини-USB и потому подключается к компьютеру кабелем.

Оплата трафика

Чаще всего мобильные модемы реализуются операторами в виде пакетных предложений — устройство и тариф в пластиковом или картонном боксе. Причем тарифный план впоследствии можно поменять с помощью систем самообслуживания или операторов абонентской службы.

У “Скай Линка” для передачи данных существует группа тарифов “Турбо” — здесь реализован принцип тарификации в зависимости от объема трафика (от 500 Мб до 2 Гб), при этом за один мегабайт переданных данных придется заплатить от 1 до 3 руб.

У “ВымпелКома” есть несколько тарифов для пользователей интернет-модулей, в том числе “Мобильный офис” и “Мобильный офис+”, разница между которыми состоит в объеме предоплаченного трафика (50 Мб включено в абонентскую плату только для “Мобильного офиса”) и стоимости одного мегабайта интернет-трафика (5,85 и 4,95 руб. соответственно). Помимо этого с помощью самых обычных USSD-команд можно купить пакеты трафика — от 155 руб. за 25 Мб данных до 1,6 тыс. руб. за пакет из 450 Мб.

Наиболее подготовленным оператором с точки зрения устройств для передачи данных можно считать “Скай Линк”— в зависимости от региона в ассортименте компании присутствует от пяти до девяти портативных модемов, которыми можно оснастить как ноутбук, так и рабочую станцию.

Не очень разнообразны тарифные планы (ТП) для передачи данных у МТС — компания предлагает только “МТС-Коннект” и “Онлайнер”. Достоинством первого является пакетизация трафика (как у “ВымпелКома”), но цены совершенно другие: за 350 руб. можно купить сразу 100 Мб данных, а за 1,5 тыс. — около 1 Гб. В “Онлайнере” МТС использует давно практикуемую схему, при которой стоимость трафика напрямую зависит от времени суток — к примеру, с 8 утра до 0 часов мегабайт данных будет стоит 4,75 руб., а с 0 часов до 8 утра — 2,35 руб., но только при подключении тарифной опции “Ночной Интернет”.

Подход “МегаФона” более разнообразен: пользователь тарифа “МегаФон-Модем Плюс” за 300 руб. в месяц получает пакет из 100 Мб данных, а также от 300 Мб до 1 Гб трафика (в зависимости от региона) в подарок при подключении (его можно использовать в течение 6--12 месяцев с момента активации тарифа). Чуть хуже по условиям “долгоиграющие” ТП “МегаФон-Модем” и “Модем” — в данном случае за 140 руб. и 180 руб. в месяц абонент получает пакет из 40 и 50 Мб данных соответственно, а при его превышении платит 4 руб. и 4,5 руб. за каждые 1024 Кб трафика. Вполне простая и понятная тарификация. Кроме того, активным пользователям мобильного Интернета предлагаются “оптовые” пакеты объемом 512 Мб и 1 Гб.

Отдельно отметим, что большинство мобильных модемов, реализуемых на территории России, не привязаны к конкретному оператору, поэтому в роуминге для минимизации расходов стоит использовать туристические SIM-карты, контракты местных операторов связи или Wi-Fi в отелях и деловых центрах. К сожалению, многие пользователи и не догадываются, что передача данных по стандартам GPRS/EDGE и UMTS/CDMA2000 на территории другого государства с SIM-картой российского оператора связи очень накладна и стоит 14 тыс. евро за 1 Гб данных у МТС и “ВымпелКома” и на треть меньше у “МегаФона”. То есть за один мегабайт трафика пользователю придется заплатить 13,8 евро, в то время как в домашней сети — в сто раз меньше. Такие удивительные цены не идут ни в какое сравнение даже с голосовым роумингом, который предполагает увеличение цены за разговор по телефону за рубежом “всего-то” в 10—20 раз.