Как известно, в следующем году российские школы окажутся перед необходимостью принятия непростого решения — использовать коммерческие программы без каких-либо гарантий оплаты расходов из федерального бюджета или перейти на свободное ПО. Причем второй путь поставит их перед еще одним выбором — надо определить наиболее подходящий для себя дистрибутив системы Linux.

Наблюдая за развитием проекта по разработке и внедрению свободного ПО в российские образовательные учреждения, можно с высокой степенью вероятности предположить, что единого школьного дистрибутива не будет. Таким образом, прогнозам оптимистов относительно полной стандартизации преподавания информатики, скорее всего, сбыться не суждено. Рассуждать о причинах этого можно долго и без всякой практической пользы. Значительно полезнее уже сейчас рассмотреть предложения, памятуя, что до момента принятия решения осталось уже меньше года.

На сайте проекта по разработке и апробации свободного ПО для использования в общеобразовательных учреждениях России школам предлагается фактически два варианта — линейка дистрибутивов ALTLinux и “НауЛинукс” производства Linux Inc.

Разумеется, если предположить, что государство не собирается жестко стандартизировать учебный процесс, то их становится значительно больше. Причем настолько, что не стоит даже пытаться охватить все дистрибутивы в рамках одной статьи, а уж тем более хотя бы как-то их сравнивать. Поэтому остановимся на тех, что уже получили официальное одобрение, а стало быть, соответствуют требованиям образовательных учреждений не только набором ПО, но даже наличием специального логотипа на рабочем столе.

Это, кстати, и осложняет выбор, поскольку по основному показателю все продукты практически равноценны. Значит, придется ориентироваться на другие критерии, которые еще потребуется выяснить. Этим и займемся в первую очередь.

Второстепенные критерии

Предполагается, что для обслуживания школьных компьютеров будет создана разветвленная инфраструктура. Однако здоровый скептицизм еще никому не мешал. Вполне возможно, что по тем или иным причинам в ряде школ ничего не изменится и заниматься этим будут наиболее продвинутые ученики под общим руководством преподавателя. В таком случае потребуется некоторое уточнение утверждения, что изучению подлежит именно информатика, а не используемая операционная система.

Да и вообще полностью абстрагироваться от программной платформы вряд ли возможно. Волей-неволей ученики будут привыкать к интерфейсу и особенностям работы именно в той системе, которая будет установлена на школьных ПК.

Вспомним главный аргумент сторонников применения Windows в учебном процессе: эта система самая распространенная, и умение в ней работать обязательно пригодится при трудоустройстве. Определенный резон в этом есть, но и применительно к Linux приоритеты будут аналогичными: предпочтительнее использовать либо наиболее распространенный дистрибутив, либо максимально на него похожий. Это первый второстепенный критерий. Разумеется, не следует придавать ему слишком большого значения, ведь общие принципы работы одинаковы, а разобраться в некоторых отличиях не так трудно, как это может показаться на первый взгляд.

Если говорить об аппаратной конфигурации школьного компьютера, то придется признать, что лучше всего она описываетcя так: всё что угодно. Именно поэтому в списке рекомендуемых дистрибутивов есть лишь те, которые могут работать не только на более-менее новых, но и на достаточно старых машинах.

На веб-странице проекта указаны три типовые конфигурации, которые должен поддерживать школьный дистрибутив. Первая — машина с тактовой частотой процессора 233 МГц и 128 Мб оперативной памяти. Вторая — 667 МГц и 256 Мб, третья — 1,5 ГГц и 1 Гб. Любопытно, что там не указываются такие важные характеристики, как интерфейс, через которой подключаются накопители, тип видеокарты и сетевого адаптера. По всей видимости, предполагается, что слишком экзотичного или очень нового оборудования у школ не может быть по определению.

С одной стороны, это очень похоже на правду. Но есть одно обстоятельство, которое заставляет присмотреться к данному критерию более внимательно.

Одно из главных достоинств Linux — возможность неограниченного копирования. Сторонники внедрения свободного ПО в учебные заведения неоднократно указывали на то, что полученный школой дистрибутив как преподаватели, так и ученики смогут использовать на своих домашних компьютерах. Но это потребует существенного расширения списка поддерживаемых аппаратных устройств, ведь в кабинете информатики могут стоят древние машинки, а у ученика дома — суперсовременный ноутбук.

И еще: преимущества Linux будут проявляться в том случае, если ученик сам захочет установить подобную систему на свой ПК. А это накладывает дополнительные условия на дистрибутив.

Причем реалии таковы, что вряд ли школьник сразу откажется от использования Windows. Хотя бы из-за большого числа игр, работающих под управлением данной ОС. Поэтому следует сразу ориентироваться на то, что Linux не останется на машине в гордом одиночестве. Следовательно, доступ к “неродным” разделам должен быть.

Вот и второй неосновной критерий. Школьный дистрибутив должен позволять установить систему на домашний компьютер. Причем такую систему, на которой ученик будет реально работать, а не держать ее исключительно ради проформы, большую часть времени используя Windows.

Итак, требования определены, можно приступать к оценке предложений.

"НауЛинукс"

Этот дистрибутив основан на Scientific Linux 5.1 Cyrillic Edition, который, в свою очередь, представляет собой свободную сборку Red Hat Enterprise Linux и полностью с ним совместим. Распространяется он либо на DVD, либо в виде набора CD, что позволяет использовать его на машинах с обычным CD-приводом.

Весьма веским аргументом в пользу этого продукта является то, что Red Hat фактически стал неофициальным корпоративным стандартом. А потому знание этого дистрибутива безусловно пригодится выпускнику при трудоустройстве.

Отличительная особенность “НауЛинукс” — большое количество опций инсталляции. Из них три автоматические — для медленных, средних и быстрых компьютеров. Помимо этого есть три варианта выборочной установки, в том числе и предполагающий использование текстового режима. То есть это дистрибутив универсальный. По крайней мере именно таким он кажется с первого взгляда.

Однако практика заставляет быть осторожным с подобными заявлениями. В частности, могут быть проблемы с установкой системы на компьютеры с современными системными платами, не поддерживающими IDE-интерфейс средствами на уровне чипсета. Это может привести к тому, что программа инсталляции “не увидит” привода компакт-дисков, подключенного в данному разъему.

Также вероятны проблемы с поддержкой сетевых адаптеров, причем не только беспроводных. Разумеется, старое оборудование работать будет, а вот владельцам новых машин придется попотеть.

Таким образом, использование дистрибутива на некоторых домашних компьютерах может быть существенно затруднено. В обычных школах, разумеется, проблем, скорее всего, не будет — там такое оборудование вряд ли есть.

Windows-разделы формата FAT32 могут быть подключены на этапе установки. Но только вручную — в автоматическом режиме ничего смонтировано не будет. NTFS не поддерживается.

Если пользователь выберет автоматический режим установки пакетов (а именно так и поступят в большинстве школ, где учителя информатики не чувствуют себя уверенно при работе в Linux), то в системе окажется довольно много игр, что вряд ли полезно для учебного процесса. Да и дома все эти “пасьянсы-маджонги”, вероятнее всего, востребованы не будут. Тем более, что у пользователя Windows есть куда более привлекательные варианты. В общем, такое решение разработчика представляется несколько странным.

Впрочем, все ненужные для учебного процесса приложения могут быть удалены из системы после установки. Операция эта не должна вызвать затруднений даже у начинающего пользователя.

Итак, у дистрибутива “НауЛинукс” есть один плюс и один минус. Совместимость с Red Hat наверняка понравится ученикам, задумывающимся о своей будущей профессиональной деятельности. А вот использование этой системы дома вызовет затруднения у владельцев современных машин.

ALT Linux

Линейка школьных дистрибутивов производства ALT Linux состоит из следующих продуктов:

  • “Легкий Линукс”, оптимизированный для установки и работы на слабых компьютерах (от 128 до 256 Мб памяти и процессор от Pentium 233 МГц);
  • “Линукс Юниор”, для средних компьютеров с объемом памяти от 256 Мб до 1 Гб;
  • “Линукс Мастер”, для мощных машин;
  • “Линукс Терминал” — специальное решение, разработанное для компьютерных классов с сервером.

Распространяется дистрибутив как на CD (легкие версии), так и на DVD. Поэтому у пользователя не будет проблем с несовместимостью привода и носителя.

Несмотря на то что ALT Linuix — одна из ведущих отечественных Linux-компаний, конкурировать по популярности с Red Hat она пока не в состоянии. Впрочем, если большинство школ выберет именно ее дистрибутив, то ситуация может резко измениться, особенно внутри страны.

Файловые системы Windows (FAT32 и NTFS) могут быть подключены вручную с указанием точки монтирования. Впрочем, если этого не сделать, то операция будет произведена автоматически.

Маловероятны и проблемы с современным оборудованием. Разве что могут не поддерживаться некоторые модели адаптеров беспроводной сети. Кстати, в состав даже самого легкого варианта системы входят фирменные драйверы видеокарт Nvidia — устанавливать их вручную нет никакой необходимости. Наличие нескольких вариантов дистрибутива позволяет использовать систему как в школе (на слабых компьютерах), так и дома (на более мощных машинах). Таким образом, требование к универсальности соблюдено полностью — лучшего даже желать сложно.

Тут, как мы видим, тоже один плюс и один минус. Только противоположные тем, которые имеются у “НауЛинукс”. Дистрибутив достаточно оригинален, но вполне универсален.