Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2007 г. Согласно этим результатам, в сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли (здесь и далее перечисление компаний даётся в алфавитном порядке) Acer, Asustek, Rover Computers, Samsung и Toshiba, на их долю приходится почти 75% всех продаж в натуральном выражении.

В сегменте настольных ПК (десктопов) по итогам 2007 г. в лидирующую группу компаний входят Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems. При этом доля первой пятерки составила около 18% продаж настольных ПК в натуральном выражении.

В сегменте серверов первую пятерку производителей этого класса техники составили Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway. Все вместе они контролируют 72,7% продаж данного сегмента в натуральном выражении.

Эксперты ITResearch отмечают, что во всех сегментах наблюдается процесс увеличения суммарных долей лидирующих производителей. Они также отмечают, что в минувшем году в нашей стране компьютеров разного рода — настольных ПК с учётом “самосбора”, ноутбуков и серверов стандартной архитектуры (x86) было продано чуть более 9,4 млн. шт. При этом около 71% продаж компьютеров в натуральном выражении пришлось на настольные ПК, более 27% — на ноутбуки и около 2% — на серверы. По сравнению с 2006-м годом объём поставок десктопов увеличился на 9,5%. На рынке серверов рост составил 35,3%, а ноутбуков было продано на 63,9% больше, чем в 2006-м.

По данным ITResearch, в 2007 г. на российском рынке было продано чуть более 9 млн. шт. НЖМД (HDD) производства компаний Hitachi, Samsung, Seagate (включая Maxtor) и Western Digital, что составляет примерно 97% этого сегмента. По отношению к показателям 2006 г. продажи выросли примерно на 18%. При этом продажи 3,5-дюймовых PATA- и SATA-дисков для ПК росли медленнее рынка HDD в целом, хотя и составили 92% проданных устройств. На диски для рабочих станций и серверов начального уровня пришлось менее 3% продаж, а остальные продажи разделили между собой SCSI- и SAS-диски, а также мобильные и внешние устройства. Из основных трендов можно выделить быстрый рост поставок 500-Гб винчестеров для настольных ПК, чья доля в течение года увеличилась почти до 12%. На недавнего лидера продаж — 80-Гб НЖМД — к концу прошлого года приходилось менее 10% рынка.

Аналитики ITResearch отмечают, что в 2007 г. общие продажи принтеров и настольных МФУ в нашей стране увеличились до 5,3 млн. шт., а в денежном выражении приблизились к отметке в 1,1 млрд. долл. При этом в количественном выражении рынок вырос на 13% (в 2006 г. — на 9,6%), а темпы роста в деньгах были чуть меньше. Второй год подряд общую положительную динамику рынка обеспечили МФУ, на долю которых пришлась почти половина всех устройств печати.

Всего же лазерных и струйных МФУ было продано около 2,4 млн. шт. (рост на 45%), причем по-прежнему между двумя технологиями сохраняется количественный паритет (что заметно отличает российский рынок от рынков других стран, в большинстве которых доминируют струйные устройства). Как и все последние годы, большая часть продаж принтеров и МФУ пришлась на компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.

В 2007 г. продолжалось снижение спроса на планшетные сканеры. Всего за год их было продано немногим более 580 тыс. шт, что на 19% меньше, чем в 2006 г. Как и в предшествующем году, спад затронул все ценовые сегменты этого рынка, кроме самого старшего, где представлены профессиональные графические устройства и планшетные сканеры, ориентированные на оцифровку многостраничных документов. По мнению экспертов ITResearch, уменьшение потребности в традиционных сканерах вызвано растущей конкуренцией со стороны настольных МФУ. В офисной среде для операций сканирования всё чаще используются лазерные многофункциональные устройства, а у домашних пользователей — струйные МФУ. Тройку ведущих производителей рынка сканеров составили компании Canon, Epson и Hewlett-Packard.

По данным ITResearch, в 2007 г. на российском рынке было продано около 230 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 300 млн. долл. При этом более 93% рынка в деньгах пришлось на сегмент цифровых устройств. По количеству проданных устройств в первую тройку вошли Canon, Kyocera и Xerox.

В прошедшем году было продано почти 440 тыс. шт. автономных факсов на общую сумму около 88 млн. долл., что соответствует росту в натуральном и денежном выражении почти на 30 и 13% соответственно. Технологическая структура данного рынка почти не изменилась. Среди вендоров по-прежнему со значительным отрывом лидирует Panasonic. Сильные позиции и у компании Brother. Эксперты также отмечают небольшой рост доли компании Samsung.

Объём продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 23,6 млн. шт. в натуральном выражении, при этом в денежном выражении объем рынка впервые преодолел планку 1 млрд. долл. По сравнению с 2006-м рынок увеличился на 32% в натуральном и 43% в денежном выражении. Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) в минувшем году было продано 6,8 млн. шт. на сумму 30,8 млн. долл.

Аналитики ITResearch отмечают, что в 2007 г. на рынке цифровых фотокамер (без учета “серых” поставок) было продано около 4,9 млн. устройств, что на 41% превышает показатель 2006 г. В денежном выражении объём данного сегмента рынка составил 1,4 млрд. долл. Технологическим лидером рынка стали семимегапиксельные устройства, отобравшие пальму первенства у шестимегапиксельных камер. По количеству проданных устройств в ведущую пятерку вошли Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, на долю которых пришлось почти 75% всех продаж в натуральном исчислении (годом ранее первая пятерка удерживала порядка 70% рынка).

Объем российского рынка мониторов по итогам 2007 г. составил 8,08 млн. шт. Их было продано на общую сумму 2,18 млрд. долл. Показатели предыдущего года были превышены на 12 и 11% соответственно. При этом ЭЛТ-мониторы фактически ушли с нашего рынка. Самыми популярными пока остаются ЖК-мониторы с диагональю 17 дюймов. Продолжают активно расти продажи широкоформатных устройств (соотношение сторон 16:9) — их доля за год увеличилась более чем втрое.

В 2007 г. лидером российского рынка мониторов оставалась компания Samsung, в ведущую группу входят также Acer, BenQ, LG, NEC и ViewSonic. На долю лидирующей группы компаний пришлось почти 88% рынка.

По данным ITResearch, в 2007 г. ёмкость российского рынка мультимедийных проекторов превысила 130 тыс. устройств, что на 48% больше, чем годом ранее. Из технологических тенденций отмечается продолжающийся рост доли XGA-устройств (по итогам года она превысила 50% всех продаж в натуральном выражении), тогда как доля проекторов с базовым разрешением SVGA снизилась почти до 35%. При этом DLP-устройства продолжают доминировать на рынке проекторного оборудования, хотя их доля снизилась по сравнению с предыдущим годом. В группу ведущих брендов, показавших в данном сегменте наиболее значительные объемы продаж, входят Acer, BenQ, Epson, NEC, Sanyo и Toshiba.

На российском рынке ИБП в 2007 г. было продано около 3 млн. устройств на сумму более 470 млн. долл. Показатели 2006 г. превышены на 19 и 18% соответственно. Самыми активно растущими оказались online-устройства малой (3-10 кВ•А) и высокой мощности (более 120 кВ•А), а также так называемые резервные ИБП.

Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. На рынке “тяжелых” решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.