Сфера образования занимает особую позицию в отношениях ИТ-отрасли с внешним миром заказчиков. С одной стороны, высшая и средняя школа является одним из крупнейших отраслевых ИТ-заказчиков, с другой — она готовит будущие ИТ-кадры, как специалистов, так и пользователей. В зависимости от масштабов своей деятельности ИТ-компании по-разному строят отношения с системой образования: кто-то рассматривает ее как хорошего потребителя, кто-то — как поставщика сотрудников. Глобальный масштаб Microsoft позволяет корпорации и обязывает ее реализовывать столь же глобальный и разносторонний подход к сотрудничеству с образовательной сферой. Своим видением такой работы и конкретными предложениями в плане взаимодействия с высшей школой компания поделилась на прошедшей в конце марта в Москве третьей ежегодной конференции “Образование в 21-м веке”, в которой приняли участие более 350 представителей ведущих вузов страны, руководителей инновационных проектов и ИТ-департаментов, а также экспертов из Microsoft и компаний -- ее партнеров.

Старший директор группы образовательных решений Microsoft в регионе EMEA Марк Ист, выступая на конференции, высказал мысль о том, что в XXI веке именно благодаря ИТ мир превращается в глобальную учебную аудиторию. Но наряду с огромными новыми возможностями, открывающимися перед высшей школой, эта ситуация создает для вузов и определенные сложности, поскольку учебным заведениям теперь нужно работать в принципиально иных условиях, нежели это было еще десять лет назад.

Коротко говоря, суть проблемы заключается в том, что институты должны повышать эффективность своей работы в условиях растущей конкуренции на национальном и международном уровнях, шире использовать бизнес-подходы к своей работе, сочетая их с обеспечением доступности образования, динамично менять формы и содержание курсов обучения в зависимости от текущего спроса и тенденций на рынке труда. Сегодня вузам приходится больше внимания уделять борьбе за привлечение абитуриентов и удержание студентов. Значительную роль в этом играет не только качество подготовки специалистов, но также комфортность условий образовательного процесса, предоставление студентам возможностей по расширению круга своих знаний, получению практических навыков работы и реализации своего творческого потенциала еще на этапе обучения.

До недавнего времени вопросы использования ИТ в образовательной сфере ограничивались учебно-методической деятельностью и задачами управления образовательным учреждением. Но сейчас быстро набирает силу новое направление поддержки совместной работы и реализации инициативных проектов, в том числе с использованием технологий социальных сетей. Корпорация Microsoft, с одной стороны, предлагает вузам полный набор продуктов и решений (как для поддержки образовательного процесса, так и общего назначения) по специальным схемам лицензирования, а с другой — продвигает свою платформу с помощью набора маркетинговых программ и инициатив. Все это, конечно, реализуется с опорой на широкую сеть партнеров, которые дополняют предложения Microsoft своими собственными.

Набор маркетинговых инициатив Microsoft для вузов в настоящее время насчитывает более полутора десятков программ, направленных на поддержку персональной работы студентов и преподавателей, помощь в реализации инноваций и техническое сопровождение. Говоря об этой деятельности, генеральный директор Microsoft в России Биргер Стен привел в пример программу обучения MS IT Academy: к настоящему моменту в ее рамках прошли подготовку более 6000 студентов и свыше 500 преподавателей; 107 вузов имеют сейчас сертифицированный статус MS Essential и 60 — MS Advanced.

Надо сказать, что корпорация в последнее время заметно повысила активность в сфере сотрудничества со студенческим сообществом (а не только с вузами как организационными структурами), и именно с этим направлением связаны две новые инициативы, которые на прошедшей конференции представил руководитель отдела по работе с образовательными учреждениями Microsoft в России Игорь Баландин.

Первая новость связана с началом действия в нашей стране международной программы “Student Select — доступный Microsoft Office 2007 для студента и преподавателя”. В ее рамках студенты, преподаватели и сотрудники вузов, заключивших соглашение с Microsoft, могут приобрести с 80%-ной скидкой одну из двух предлагаемых версий пакета Office 2007 (“Стандартный”, включающий приложения Word, Excel, PowerPoint, Outlook,, или “Профессиональный Плюс”, дополненный программами Access, Publisher, InfoPath и Communicator). Участники этой инициативы помимо лицензионного ПО получат также техническую поддержку от специалистов компании, доступ к библиотекам шаблонов, справочным и онлайновым обучающим ресурсам Microsoft.

Вторая программа связана с использованием набора бесплатных интернет-служб Microsoft Live@edu. Она дает возможность студентам, выпускникам и преподавателям вузов создавать бесплатные почтовые ящики в домене университета, использовать календари, оповещения, группы рассылки, службу обмена мгновенными сообщениями и многое другое. Пакет Microsoft Live@edu поможет вузам сократить затраты на администрирование и содержание почтового сервера и поддержать развитие сообществ студентов и выпускников.

Кроме того, на конференции было объявлено о запланированной на ближайшее время программе DreamSpark, через которую студенты получат бесплатный доступ к инструментам Microsoft для дизайна и разработки.