и в вертикали управления должно оставаться место для маневра

Последние несколько недель в заголовках опять замелькали названия Microsoft и Google, которые представили собственные онлайновые средства для совместной работы. Нацеленные на отдельных пользователей и команды, оба новых сервиса под названием Microsoft SharePoint Online и Google Sites призваны упростить создание целевых Web-узлов сотрудничества, предъявляющих минимальные требования к ИТ-ресурсам.

Само собой разумеется, что ни один из гигантов ничего лестного о предложении соперника не сказал, ожидать этого было бы просто наивно. Но заявление Билла Гейтса на Microsoft SharePoint Conference меня, честно говоря, прямо-таки ошарашило. Отвечая на вопрос о Google Sites, он безо всяких экивоков сказал, что Google просто не понимает особых потребностей бизнеса, а ее инициативы никуда не годятся, поскольку, мол, “рассчитаны на рядовых пользователей”.

Эти слова показались мне тем более странными, что Windows-предложения самой Microsoft черпают силу в клиентах Windows, которые в первую очередь создавались для частных потребителей. Кроме того, у Google Sites, насколько я могу судить, есть и еще одно немаловажное преимущество перед SharePoint Online. Хотя управление и распространение сервиса Google можно возложить на подразделение ИТ, но централизованно развертывать его по вертикали вовсе не обязательно, поскольку предлагается как платная, так и бесплатная версия.

Многие компании разрешают своим сотрудникам самостоятельно конфигурировать клиентские машины в соответствии с индивидуальными запросами.

В какой-то степени, конечно, это относится и к операционной системе Microsoft. На сегодняшний день есть великое множество инструментов и сервисов, предназначенных для жесткого централизованного управления “кораблем Windows”, однако машины с этой ОС приходят в корпоративную среду самыми разными путями, а значит, степень их готовности к управлению далеко не одинакова. Если же учесть, что Windows — хотим мы этого или нет — уже предустановлена едва ли не на каждом приобретаемом ПК, то ее вполне можно считать бесплатной.

Главной задачей подразделений ИТ всегда было удовлетворение основных потребностей бизнеса. Таким образом, если вы не отвечаете исключительно за управление настольными системами, то вертикаль управления клиентскими машинами отходит на второй план. Доказательством тому служат реалии бизнеса, где в большинстве случаев рядовым пользователям разрешают работать с привилегиями администратора и самостоятельно конфигурировать свои машины, особенно мобильные ПК.

Я отнюдь не против централизованного управления. Ведь когда речь идет об управлении клиентами, сразу вскрывается бесконечное множество потенциальных опасностей, которые исходят даже от вполне благонамеренных пользователей с доступом в Интернет и внутреннюю сеть компании, получивших право самостоятельно устанавливать любые приложения на свои мощные настольные компьютеры и ноутбуки. Однако при этом очень важно помнить о пользе — и неизбежности — инициативы сотрудников, которые зачастую сами находят отличные решения для своей компании.