Главная цель реализуемого у нас в стране нацпроекта “Здоровье” — улучшение качества и повышение доступности медицинского обслуживания граждан. Для ее достижения предусматривается переоснащение лечебных учреждений современным оборудованием, повышение оплаты труда медицинских работников и внедрение разного рода информационно-диагностических систем. О том, каково сегодняшнее состояние дел в российской медицине, как идет внедрение ИТ в этой сфере и с какими проблемами оно сталкивается, научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой рассказали министр здравоохранения Астраханской области Виктор Акишкин и глава филиала корпорации InterSystems в России, странах СНГ и Балтии Николай Кречетов.

PC Week: Какова, на ваш взгляд, сегодняшняя ситуация с информатизацией в российской сфере здравоохранения?

Николай Кречетов: С нашей точки зрения, она весьма плачевна. На нижнем уровне, куда относится большая часть лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ. – Прим. ред.), практически нет никакой информатизации. В настоящее время в лучшем случае применяются системы бухгалтерского учета, кадровые системы, системы сбора медицинской статистики, которые никакого отношения к основной врачебной деятельности не имеют. Что же касается комплексных информационных систем, объединяющих электронные истории болезни, автоматические лабораторные системы, системы визуализации медицинских видеоизображений, те же бухгалтерские системы и т. д., то я думаю, что они есть максимум у 1% ЛПУ. Более того, эти системы, как правило, либо ведомственные, как у Центробанка, Минэкономразвития, МЧС, МИД, либо корпоративные, как у “Газпрома”. И сосредоточены они по большей части в Москве и других крупных городах России.

Виктор Акишкин: В идеале внедрение информационных систем должно давать в руки врача инструмент для улучшения его работы. А что происходит на практике? Все используемые сегодня системы — бухгалтерские, кадровые и т. д. — наоборот, порождают отчуждение медицинского сообщества от ИТ, вызывая лишь раздражение. Эти системы выполняют исключительно фискальные функции, собирая информацию об услугах для финансовых органов. Тем самым труд рядового медика не только не облегчается, но еще более усложняется, поскольку ему приходится тратить дополнительное время на заполнение разнообразных форм.

PC Week: Что дает внедрение ИТ в медицине?

В. А.: Сегодня широко распространена точка зрения, что в лечении не может быть никакого стандарта. Несомненно, каждый человек — индивидуальность. Но я считаю, что тем не менее необходим некий технологический стандарт, который обеспечит прежде всего безопасность больного. Такой стандарт можно описать в информационных терминах и соответственно перевести в систему. В первую очередь это относится к записям, которые делают врачи. Здесь можно разработать шаблоны первичного или повторного осмотра, шаблоны для каждого специалиста и т. д. Как только вы даете человеку возможность работать с шаблоном, в котором не надо всё подряд писать, как в карточку, а можно лишь что-то исправить и заполнить, то он сразу осознает, что у него уходит гораздо меньше времени на записи и, значит, больше времени остается для больного.

Кроме того, если система позволяет унифицировать существующие отчеты и создавать их автоматически, то медицинских работников можно избавить от заполнения ненужных форм, прежде всего отчетных и учетных. А при создании комплексных систем в региональном или районном масштабе можно целые лечебные учреждения освободить от заполнения статистических форм, которые будут автоматически формироваться и электронным образом пересылаться в соответствующие инстанции. Всё это также позволяет облегчить труд медицинского персонала.

Здесь следует отметить такую особенность. Среди всех видов медицинских услуг амбулаторная помощь самая динамичная, и в то же время здесь чаще всего случаются врачебные ошибки. Это происходит потому, что накладываются два фактора: несвоевременное поступление информации (так как участники лечебно-диагностического процесса физически находятся в разных помещениях) и очень короткое время для приема больного из-за больших очередей. Информатизация же позволяет повысить качество медицинских услуг, предоставляя врачу возможность получить оперативный доступ к широкому набору данных (к результатам консультаций других специалистов, результатам анализов и т. д.) и на их основании принять правильное решение.

Н. К.: Внедрение ИТ в медицине имеет и экономический аспект. Здесь наиболее важную роль играют два обстоятельства.

Первое — повышение эффективности управления за счет увеличения скорости работы и принятия решений. Это, по нашим расчетам, позволит экономить примерно 5% бюджета по здравоохранению, что, несомненно, представляет внушительную цифру.

Второе обстоятельство — улучшение качества медицинского обслуживания. К сожалению, в России нет никакой статистики, отражающей потери в результате врачебной ошибки, т. е. когда пациенту назначали заведомо неправильное лечение потому, что у врача, который ставил ему диагноз, не было подробной информации по истории его болезни. У нас в отличие от западных стран не принято признавать такого рода ошибки. Но если попробовать провести оценку возникающих при этом потерь, то можно увидеть, во что они обходятся в масштабах государства. Возьмем для примера средний российский регион, где проживает около миллиона жителей, а смертность составляет примерно 15 тыс. человек в год, из которых 5000 — это трудоспособные граждане. Если же удастся сохранить, скажем, 5% жизней и эти люди еще хотя бы пять лет будут работать на пользу государства, то, оценив долю ВВП, приносимую в год каждым человеком, можно спрогнозировать экономию — как бы цинично это ни звучало.

PC Week: В чем вы видите главные проблемы на пути информатизации медицины?

В. А.: Сегодня финансы не являются самым главным препятствием, как это было в прошлом. Необходима добрая воля руководителя медицинского учреждения, который должен понимать жизненную необходимость информатизации. Простой пример — типовая астраханская поликлиника, которая обслуживает приблизительно 30—40 тыс. граждан. Поскольку до недавнего времени я сам был главным врачом, я знаю, как сложно выделить бюджетные деньги на развитие ИТ. Правда, делая это, нужно понимать, что процесс информатизации может занять до 12 месяцев и, главное, он не автоматизирует хаос. Именно в ходе информатизации вы получаете возможность систематизировать бизнес-процессы, найти проблемные места и избавиться от них, т. е. выстроить четкую организационную структуру. И это немаловажно в современных условиях, поскольку учет и контроль — необходимые элементы любой работы, в том числе в медицине.

Возможны два пути проведения информатизации: экстенсивный и интенсивный. Первый — сделать всё быстро, сразу выделив необходимые деньги и создав новую структуру. Второй — провести ряд последовательных мероприятий, т. е. сначала построить структурированную кабельную систему, потом поставить активное и пассивное оборудование и, наконец, развернуть систему. Я испробовал на практике оба способа и понял, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Поэтому я считаю второй путь более предпочтительным, поскольку люди постепенно втягиваются в творческий процесс, а сам переход протекает плавно, не вызывая у них явного отторжения. Особо отмечу: нельзя забывать, что информатизация лечебно-профилактических учреждений — это еще не все. Человек на своем жизненном пути сталкивается с множеством лечебных учреждений. Построение комплексной системы управления лечебным процессом со всеобъемлющей достоверной информацией — вот тот путь, которому следует здравоохранение Астраханской области и который поддерживается всем без исключения руководством региона.

Важную проблему представляет собой также практически поголовная компьютерная безграмотность медицинских работников. Мало установить компьютеры в лечебных учреждениях, надо научить людей не бояться их. Всё-таки сегодня средний возраст медперсонала, особенно в поликлиниках, — предпенсионный. Хорошо, что в последние годы благодаря нацпроекту “Здоровье” он стал немного снижаться. Людям такого возраста, конечно, сложно адаптироваться к новым технологиям. Есть даже специальные исследования, которые говорят о том, что молодые намного быстрее воспринимают всякие инновации. Тем не менее как только возникает практический интерес, т. е. когда врачи осознают, что им не надо рыться в картотеке из сотни страниц, а можно просто с помощью компьютера сразу найти нужные данные, то они, как правило, начинают очень быстро пользоваться им.

PC Week: Как вы оцениваете роль нацпроекта “Здоровье”? Помогает ли он вам в вашей работе?

В. А.: Я считаю, что для нас это очень большая поддержка. Дело в том, что в его рамках осуществляется беспрецедентное оснащение и переоснащение техникой, которой раньше у нас просто не было. И это имеет несколько позитивных результатов. Во-первых, позволяет расширить набор медицинских исследований, доступных людям. Ведь чем большей диагностической информацией располагает врач, тем меньше ошибок он совершает. Во-вторых, большое количество современного медицинского оборудования, поступающего в рамках нацпроекта, имеет цифровую обработку сигналов, что дает возможность соединять их с разными информационными системами. И наконец, реализация проекта дала возможность самому медицинскому сообществу осознать, что на него обратили внимание. Всё это вместе, на мой взгляд, позволит вытащить здравоохранение из того болота, в котором оно находится.

В дополнение к этому следует упомянуть еще одну часть проекта, которая называется “Высокотехнологичная медицинская помощь”. Если в Москве одному-единственному больному была сделана уникальная операция, то это еще не показатель работы здравоохранения ни в целом по стране, ни в отдельном регионе. А вот приближение высокотехнологичной помощи к людям и тиражирование подобных технологий — это, конечно, самая важная задача на сегодня. И я полагаю, что если мы и дальше будем развиваться такими же темпами, то со временем нам не понадобится получать квоты на территорию для оказания высокотехнологичной помощи. Я думаю, что у нас больницы будут соответствующего уровня и смогут достаточно быстро и легко оказать необходимую помощь любому гражданину страны.

PC Week: Как широко сегодня используются ИТ в здравоохранении Астраханской области?

В. А.: Автоматизация нашего областного здравоохранения началась в 2006 г., и первыми ласточками стали пять поликлиник Астрахани, которые перешли на электронные амбулаторные карты по принципу медико-санитарной части “Астраханьгазпрома”, внедрившей полностью безбумажную систему “Электронная история болезни” еще в 1994 г.

Помимо этого в настоящее время в Астрахани осуществляется пилотный проект, направленный на повышение качества медицинских услуг. Он реализуется в 18 регионах страны и охватывает разные аспекты медицины, но мы выбрали для себя два направления — стандартизацию медицинской помощи и создание систем персонифицированного учета. Сегодня в проекте участвуют шесть крупных лечебных учреждений, четыре из них расположены в Астрахани — это областная клиническая больница, областная детская клиническая больница, больница “скорой помощи” и клинический родильный дом. И если там создать системы персонифицированного учета, то вместе с поликлиниками получится ощутимый объем информации.

PC Week: Какие задачи стоят перед областью на ближайшее будущее?

В. А.: В сентябре 2007 г. правительство Астраханской области по инициативе губернатора Александра Жилкина приняло Концепцию информатизации здравоохранения Астраханской области на 2007—2010 гг., главная задача которой заключается в создании единой медицинской информационной системы для свободного обмена данными между всеми региональными лечебными учреждениями. Всего в рамках данной программы к 2010 г. планируется автоматизировать и подключить к этой системе порядка 6000 рабочих мест и 214 ЛПУ, начиная от фельдшерско-акушерского пункта в селе и заканчивая крупной больницей с двумя тысячами коек и двумя тысячами сотрудников. В самой Астрахани намечено уже к концу 2008 г. подключить все 68 медучреждений.

На сегодняшний день проведены и практически закончены эксперименты по объединению центральной районной поликлиники с одной из врачебных амбулаторий. Мы увидели, что связь работает, обмен данными идёт и амбулаторная карта видна напрямую. Что дает такая интеграция? В первую очередь повышается комфорт для пациентов, которым не придется теперь дважды приезжать из района в город — сначала для записи на прием, а затем непосредственно на консультацию к специалисту. Записаться можно будет в онлайне. Кроме того, любые данные, фиксируемые медицинским персоналом в системе, сразу же становятся доступны всем, кому они необходимы. Таким образом организуется свободная циркуляция информации.

Вообще же создание единой информационной среды позволит обеспечить поддержку деятельности медработников. Можно, например, создать систему напоминаний, которая подскажет врачу, что того или иного пациента необходимо направить на обследование, прививку и т. д. Мы проводили специальное исследование, и оно показало, что в таком случае достоверность и качество диагностики существенно повышаются. Более того, на базе таких систем можно создавать различные сервисы для пациентов, в том числе с использованием мобильной связи. Скажем, отправить SMS-сообщение о том, чтобы он не забыл посетить врача или пройти диспансеризацию. И наконец, можно осуществлять информационную поддержку врачей при принятии ими решений. Сегодня имеется такое огромное количество лекарств, что велика вероятность лекарственного отравления. Поэтому необходимо знать действие медикаментов, их совместимость, взаимозаменяемость и т. д. Создав определенные электронные справочники-подсказки, можно напоминать врачу о необходимости выполнить то или иное действие в соответствии со стандартом или о наличии противопоказаний для назначения какого-либо препарата конкретному больному.

Н. К.: С технологической точки зрения перед нами стоит задача построить такое единое медицинское информационное пространство, которое позволило бы легко объединить (как бы общая шина) все используемые в настоящее время в лечебных учреждениях решения разных производителей. Сделать это планируется на базе продукта HealthShare компании InterSystems, который обеспечит информационный обмен в рамках всего региона.

Впоследствии на основе этой общей шины можно будет строить дополнительные сервисы, например, для взаимодействия с Фондом обязательного медицинского страхования, Пенсионным фондом, службой занятости и другими социальными структурами. Общеизвестно, что сегодня одной из больших проблем является разработка регламентов взаимодействия государственных ведомств друг с другом. И мы очень надеемся, что в рамках данного проекта в Астраханской области мы сможем реализовать такого рода идею — организовать бесконфликтный обмен информацией. Мы называем эту технологию “региональной точкой доступа”, когда на основе общей шины и механизмов идентификации, аутентификации, авторизации, лицензирования и сертификации с использованием проверенных инструментов (например, пластиковой чиповой карты), поддерживаемых соответствующими организационными преобразованиями, будет создана безопасная, ответственная и гарантированная информационная среда взаимодействия всех участников лечебного процесса.

Пока же мы можем говорить лишь о том, что эта идея всеми нами одинаково понимается.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)