Завершен еще один важный этап проекта по созданию информационной системы, обеспечивающей работу городских организаций в режиме “одного окна” (ИС “Одно окно”). Она разрабатывается по заказу Управления информатизации города Москвы и финансируется из городского бюджета. Генеральным подрядчиком этого масштабного интеграционного проекта является компания “ФОРС — Центр разработки”, причем для выполнения отдельных видов работ Управление информатизации привлекло еще девять ИТ-компаний: “Энвижн Групп”, “Гранит”, “Крафтвэй”, “Точная механика”, “Геокибернетика”, Главный информационно-вычислительный центр города Москвы, НТЦ ИРМ, “Инфосистемы Джет” и “ПроСофт-М”. Предполагается, что организация работы госучреждений и органов исполнительной власти в режиме “одного окна” позволит свести к минимуму бюрократические барьеры, сократить время на оформление необходимых документов и даст возможность получать их в одном месте в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими те или иные решения.

В основе ИС “Одно окно” лежат принципы сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), реализованной на базе технологических продуктов Oracle Fusion Middleware. Для интеграции разнородных приложений и исполнения регламентных схем применялся инструментарий Oracle BPEL Process Manager. Система имеет открытые интерфейсы, основана на общепринятых стандартах и использует технологию Web-сервисов. Работа над проектом началась в 2005 г. с составления перечня услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и городскими организациями, который, в свою очередь, лег в основу сформированного подрядчиками реестра документов, выдаваемых в Москве (437 шт.), и реестра документов, подлежащих выдаче в режиме “одного окна” (170 шт.).

Для всех документов, выдаваемых в режиме “одного окна”, были созданы формализованные описания, позволяющие автоматизировать процессы подготовки документов на единых принципах. Наличие такой базы позволило построить матрицу взаимосвязей различных процессов и оптимизировать информационные потоки между организациями. Поскольку регламенты подготовки документов основаны на единых требованиях и соответствуют федеральному законодательству, опыт, накопленный в Москве, может пригодиться для информатизации любого субъекта РФ, оказывающего аналогичный набор государственных услуг. Эффективный обмен данными между системами и подсистемами, входящими в состав ИС “Одно окно”, а также взаимодействие между нею и внешними системами осуществляется с помощью специально разработанной транспортной инфраструктуры.

Большое внимание уделялось возможности использования Интернета для получения всей необходимой информации о работе служб, выдаваемых документах и правах граждан при их взаимодействии с органами власти. С этой целью был создан Интернет-портал (http://okno.mos.ru), содержащий подробную информацию о работе служб “одного окна” и выдаваемых документах, бланки которых могут быть распечатаны и заполнены заявителем. С целью сокращения очередей начато создание так называемой “электронной приемной”, в которой заявители могут не только записаться на прием, но и приступить к предварительной подготовке документа. Это позволит исключить лишние визиты в государственные органы.

По словам представителей компании “ФОРС — Центр разработки”, в дальнейшем планируется расширить перечень поддерживаемых регламентов, создать систему идентификации и индивидуальной цифровой подписи граждан, а также предоставить доступ к государственным сервисам через информационные киоски и терминалы.