Использование электронных систем контроля над трансплантацией органов — дело для большинства больниц не простое. Тем не менее Балтиморский медицинский центр имени Джона Хопкинса (США) взялся за создание базы данных, которая вполне может послужить моделью для всей отрасли здравоохранения.

Благодаря развитию науки и медицинской практики операции по пересадке органов стали сегодня обычным явлением. Более того, эта сфера уже превратилась в бурно развивающийся бизнес. В том же балтиморском центре, скажем, ежегодно выполняется около 400 таких операций, и потребность в трансплантации непрестанно увеличивается. Чтобы справиться с растущей нагрузкой, еще в 1996 г. для выполнения всех программ в этой области здесь был организован единый трансплантационный центр. Требовалась общая система, которая могла бы обеспечить контроль над пересадкой любых органов — печени, костного мозга, сердца, легких, почек, поджелудочной железы и роговицы глаза. Одна из ее задач заключалась в отслеживании всего хода лечения каждого пациента -- от момента его обращения в медицинский центр и вплоть до выполнения операции и ведения многолетнего послеоперационного периода. По словам доктора Эндрю Клейна, который в те годы руководил центром, идея состояла в том, чтобы улучшить связь между врачами и их пациентами, избавившись заодно от работы с бумагами.

Сегодня, двенадцать лет спустя, медицинский центр все еще трудится над решением этой проблемы. “От информационных систем нельзя ожидать чего-то сверхъестественного, — признает руководитель проекта Брайен Баршик, занимающий пост менеджера по поддержке решений и трансплантации. — Они как бы дают вам простыни, но не саму кровать”. Задача оказалась далеко не простой. Как показало исследование журнала Baseline, недостаточно четкая стыковка всех ИТ-компонентов операции может иметь самые разрушительные последствия. Наглядным примером тому стала история трансплантационного медицинского центра Kaiser Permanente San Francisco Medical Center — он открыл свои двери в 2004 г., а всего пару лет спустя был вынужден закрыть их. Причиной тому, по заключению местных и федеральных следователей, стала неразбериха в документировании и процедурах.

Госпиталь Джона Хопкинса, правда, тоже пока не предлагает панацеи от всех подобных бед, но его система управления комплексным трансплантационным центром вполне может стать примером для других медицинских учреждений.

Без права на ошибку

В госпитале Джона Хопкинса труднее всего оказалось убедить медицинский персонал и врачей отказаться от привычной работы с бумажными документами и перейти на автоматизированную систему управления трансплантацией. С такой проблемой, конечно, сталкиваются едва ли не все организации, осваивающие новую технику, однако в медицинской сфере она приобретает особую остроту. В данном случае просто недопустимы ошибки в уходе за пациентами и подборе трансплантантов, так как это может стоить человеку жизни.

Все пациенты заносятся в общенациональную базу данных, которую ведет центр UNOS (United Network for Organ Sharing — единая сеть пересадки органов). При подборе материалов для трансплантации здесь помимо всего прочего принимается во внимание и время, в течение которого тот или иной больной ожидает пересадки. Этот период рассчитывается в UNOX с использованием комплексного алгоритма, учитывающего 120 типов данных отдельно для каждой ткани организма. Автоматической связи между основной базой данных и базами трансплантационной информации больниц не предусмотрено, поэтому некоторым трансплантационным центрам приходится обмениваться данными о пациентах по факсу или электронной почте. Именно система контроля за пациентами и трансплантационными материалами подвела Kaiser Permanente. Согласно заключению калифорнийских властей, она создавала “угрозу задержек в лечении, опасных для жизни пациентов”. Сотрудники Kaiser не успевали своевременно вести истории болезни и реагировать на жалобы пациентов, ошибались в определении их очереди в списке ожидания UNOS. За всё это правительство Калифорнии оштрафовало медицинский центр на 6 млн. долл.

Во избежание подобной истории руководство центра Джона Хопкинса два года назад решило заменить прежнюю базу данных о трансплантантах, название которой не разглашается, на более современную СУБД фирмы TeleResults из Сан-Франциско. Одновременно под руководством Баршика была проведена чистка базы данных от накопившихся за годы использования ошибок, пересмотрены клинические процессы и налажена переподготовка персонала для грамотной работы с информацией. В июне 2006 г. на работу с новым программным обеспечением были переведены 175 сотрудников, занимающихся пересадкой брюшных органов. Другие команды, включая группу грудной трансплантации, тоже подключились к новой системе, но лишь частично. “Они слишком уж замкнуты на бумажную работу”, — поясняет Баршик.

Сейчас медицинский центр активно трудится над подключением к своей базе данных многочисленных лабораторий, как собственных, так и независимых. Вскоре должна быть введена в действие система связи с рентгеновским центром, а затем Баршик намерен обеспечить электронный экспорт данных из TeleResults в UNOS.

ИТ-системы еще недавно были в диковинку

В середине 90-х гг., когда Баршик поступил в центр Джона Хопкинса медбратом отделения брюшной трансплантации, системы ИТ в этой области медицины встречались крайне редко. Они успешно использовались для хранения данных, намного облегчали жизнь администраторам, но клиническая информация была рассеяна по различным бригадам трансплантации. Грудное отделение, скажем, полагалось на совершенно иную СУБД — Microsoft Access.

В 2000 г. Баршик вернулся за парту, чтобы получить степень магистра медицинской информатики. Имея дело с донорами печени, он понял, как можно усовершенствовать процесс трансплантации с помощью информационных систем. В это же время основатель и президент фирмы TeleResults Гасан Хабаз активно занимался разработкой базы данных для трансплантологов, на что ушло более восьми лет. Идея создания такой базы родилась у инженера Хабаза после беседы с врачом, состоявшейся во время выполнения совершенно другого проекта — по разработке системы защиты больничной информации. Как оказалось, медикам очень нужны современные средства контроля за трансплантантами, но их просто нет. Первая попытка Хабаза построить такую базу данных, правда, не удалась. По его собственному мнению, произошло это из-за того, что он попытался слепо реализовать задумки врача. Но тот рассматривал проблему только со своей точки зрения, тогда как создаваемая база данных должна была учитывать запросы самых разных специалистов — врачей, медсестер, социальных работников, клиницистов, диетологов и администраторов. И таких категорий, как оказалось, в центре Джона Хопкинса насчитываются десятки.

В 2002 г., когда Баршик вернулся в свой медицинский центр, здесь как раз открыли штатную должность, которую он занимает сейчас. Это было сделано для того, чтобы с максимальной эффективностью применять системы ИТ в целях трансплантации. Тогда же госпиталь приступил к ознакомлению с системами такого рода. Через три года выбор был сделан в пользу TeleResults.

Прежде всего Баршику предстояло провести отображение данных и их чистку. Он вспоминает, что база данных абдоминальной трансплантации содержала здесь около 4 тыс. полей с данными, где нередко встречались ошибки. В цифровых полях, скажем, присутствовал текст, из-за ошибок оператора нарушалась последовательность ввода медицинской информации. Потребовалось несколько месяцев напряженной работы, чтобы команда Баршика в сотрудничестве с TeleResults смогла привести в норму 95% всей информации.

Еще год, по словам Баршика, ушел на подготовку персонала. В 2005-м он, бывало, на целые дни запирался в своем кабинете и без конца листал страницы с информацией, чтобы разобраться, как она хранится в TeleResults и где располагается. Без этого было просто невозможно предложить процессы работы с базой данных, понятные для всех участников трансплантации. Затем он обошел все группы своего медицинского центра — социальных работников, аптекарей, лаборантов — и начал интересоваться, какую именно помощь они хотели бы получить от TeleResults.

“Прежде всего нам приходилось искать общий язык, —вспоминает он. -- Слово “активный”, например, в базе данных обозначало, что пациент жив и находится на лечении, тогда как по терминологии UNOS под ним подразумевалось, что пациент всё еще является кандидатом на трансплантацию. Другая серьезная проблема была связана с заполнением бланков. Одной из основных форм в трансплантационных бригадах является карта процесса — последовательное описание всего плана лечения каждого пациента. До перехода на новую систему все такие документы велись на бумаге, но TeleResults вместе со специалистами медицинского центра перевела эти записи и другую неструктурированную информацию в электронные таблицы, после чего она стала доступна с помощью нескольких щелчков мышью”.

Перемены даются нелегко

Убедить персонал госпиталя в удобстве TeleResults, по словам Баршика и Хабаза, оказалось довольно трудно. В отделениях к тому времени скопилось как никогда много данных о пациентах, и специалисты ИТ смотрели на новую базу данных, как на еще одну систему, которую нужно сопровождать, а значит, тратить на это и без того ограниченное рабочее время. Правда, они сразу же признали, что по эффективности TeleResults намного превосходит любую из прежних систем слежения за ходом трансплантации.

Хабаз предсказывает отличное будущее базе данных центра Джона Хопкинса. Ведь, скажем, когда появляется пригодная для пересадки почка, нужно как можно быстрее найти подходящего пациента и немедленно уведомить его об этом. А процесс трансплантации в госпитале становится всё более и более отлаженным. Разрабатываемые местными математиками алгоритмы позволяют быстро систематизировать информацию об имеющихся органах и определять, кому из очередников они подходят. В 2003 г., например, в трансплантационном центре была проведена трехсторонняя пересадка, при которой три пациента обменялись донорами так, что для каждого из них нашлась почка, соответствующая его группе крови и типу тканей. А в 2005-м успешно завершилась уже пятисторонняя трансплантация, проводившаяся в шести операционных и продолжавшаяся 10 часов. В ее ходе четыре пациента обменялись донорами, а пятый получил почку от добровольца.

Вот только нельзя забывать, что пересадка органа — лишь начало долгого пути лечения. Трансплантация, как подчеркивает Хабаз, представляет собой длительный медицинский процесс, поэтому при разработке TeleResults была предусмотрена возможность постоянного пополнения данных на протяжении многих лет. Сегодня этой СУБД уже пользуется 20 крупных госпиталей, а медицинский центр Джона Хопкинса намерен со временем применять ее в процессе лечения всех прошедших трансплантацию пациентов.