Компания Mentor Graphics, поставщик САПР для проектирования электронных приборов, объявила об открытии в России центра разработки. Сейчас там над созданием математических алгоритмов для решения задач размещения и трассировки печатных плат трудится 45 специалистов.

По словам Джона Айзека, директора по маркетингу подразделения System Design Division, практически все новые работы в этой области в настоящее время сосредоточены в Москве. “Российский рынок важен для нас не только с точки зрения продажи ПО, но и в качестве источника инженерных ресурсов”, — сказал он.

Следует отметить, что для Mentor Graphics интеллектуальные ресурсы имеют особое значение, так как для расширения бизнеса компания в основном полагается на собственные разработки. “Это отличает нас от конкурентов, которые предпочитают наращивать бизнес за счет поглощения других игроков”, — подчеркнул Ганс Винделе, вице-президент Mentor Graphics по Европе. Он отметил, что преимуществом такого подхода является независимость от чужих технологий: "Приобретая компании, вы получаете то, что уже есть на рынке, а мы предпочитаем накапливать свой опыт и, хотя иногда все-таки совершаем покупки, не хотим полностью полагаться на такой подход”. По его словам, с 1996-го Mentor Graphics инвестировала в разработку и исследования более 1,5 млрд. долл., самостоятельно создав более десяти своих ведущих продуктов. И если раньше все ПО делалось в США, то теперь более половины инженеров трудится в других странах — Японии, Индии, Европе, Израиле, а теперь и в России.

Технологическое новаторство важно для компании и по другой причине. Ведь рынок САПР для электроники (Electronic Design Automation, EDA) отличается высокой уровнем конкуренции и уровнем консолидации. На долю трех ведущих поставщиков (в число которых входит и Mentor) приходится 80—85%, а остальную часть занимают порядка 200 более мелких игроков. “Вряд ли такая модель сработала бы на другом рынке, поскольку не позволила бы выжить такому количеству компаний. Но особенность EDA состоит в том, что в этой области очень много узких специализированных сегментов, в которых небольшие компании могут продвигать новаторские решения”, — объяснил Ганс Винделе. Тем не менее он признал существование ряда проблем, одна из которых — эрозия цен, вызванная там, что новичкам настолько важно заполучить заказчиков и завоевать имя, что финансовые вопросы отступают для них на второй план.

Из-за высокой конкуренции участникам рынка EDA нужно постоянно совершенствовать продукты и выпускать новинки. Как рассказал г-н Винделе, стратегия Mentor заключается в том, чтобы укреплять позиции в тех сегментах, в которых компания либо занимает первое место, либо может его занять. “На этом рынке можно заработать, только будучи первым или вторым, а начиная с третьего места, это уже трудно, так как приходится снижать цены”, — пояснил он.

В перспективе компания возлагает надежды на уменьшение технологических норм. “В сегменте физического размещения и трассировки у нас пока четвертое место, но когда заказчики перейдут на технологии 65—45 нм и ниже, мы, возможно, улучшим это положение с помощью нового продукта Olympus-SoC, не имеющего аналогов у других игроков”, — поделился планами Ганс Винделе.

По оценке консорциума EDAC, Mentor сейчас занимает 19% мирового рынка EDA, занимая третье место в мире и второе в Европе. Но, г-н Винделе отметил, что доля Mentor постепенно увеличивается, поскольку бизнес компании растет быстрее рынка в целом.

В России продвижение продуктов компании пока находится на начальном этапе, хотя в последнее время появились некоторые успехи. Ганс Винделе связывает подъем с рядом принятых в прошлом году государственных программ, направленных на развитие электронной компонентной базы, нанотехнологий и отечественных дизайн-центров.

Это мнение подтвердил Андрей Лохов, директор фирмы Megratec, дистрибьютора Mentor Graphics в России и СНГ, который привел в качестве примера недавние поставки ПО на ряд российских предприятий, включая завод “Микрон”, НПО “Орион” и др. По его словам, в нашей стране пользователями систем Mentor сейчас являются более 90 предприятий, а объем продаж софта начиная с 1992 г. составил порядка 800 рабочих мест. Как считает г-н Лохов, в России Mentor доминирует в областях проектирования печатных плат, программируемых логических интегральных схем и верификации цифровых систем. Но компания не намерена останавливаться на достигнутом и собирается выходить в новые сегменты, такие как физический синтез, размещение и трассировка цифровых СБИС и высокоуровневый синтез. В результате, надеется Ганс Винделе, эти и другие меры позволят уже в текущем году удвоить или даже утроить выручку в России.