В 2007 г. оборот компании “БОСС. Кадровые системы” увеличился по сравнению с 2006-м на 50%. Об этом было заявлено во время очередного клиентского форума компании, состоявшегося в Москве 4 марта и собравшего около 100 специалистов, представлявших 80 компаний-пользователей из 20 городов СНГ.

По словам генерального директора компании “БОСС. Кадровые системы” Евгения Кучика, в настоящее время полнофункциональные универсальные системы управления персоналом “БОСС-Кадровик” на платформах Microsoft SQL Server и Oracle Database в нашей стране используют свыше 1000 крупных и быстрорастущих средних предприятий (структура клиентской базы компании приведена в табл. 1), насчитывающих тысячи и десятки тысяч сотрудников. Поставки и установки этих систем (включая обучение персонала) осуществляются как самой компанией “БОСС. Кадровые системы”, выделившейся в самостоятельное предприятие (в рамках группы “АйТи”) в декабре 2003 г., так и её партнёрами. Последних к концу 2007-го, по словам г-на Кучика, насчитывалось около 50. На них в последнее время приходится в общей сложности примерно половина продаж и установок систем “БОСС-Кадровик”. “Мы, как производители, заинтересованы в расширении нашей партнёрской сети, — сказал Евгений Кучик. — Не хочу называть конкретные цифры, но маржа в канале у нас находится примерно на таком же уровне, что и у других производителей программного обеспечения”.

Участники клиентского форума сошлись во мнении, что функционал системы “БОСС-Кадровик” на порядок опережает аналогичные российские разработки и в большинстве случаев используется далеко не полностью. Поэтому расширять его далее смысла, пожалуй, нет, так как это может привести лишь к усложнению и удорожанию системы. В то же время, по мнению некоторых участников форума, компании “БОСС. Кадровые системы” необходимо ускорить реакцию на изменения различных правовых актов, касающихся работы с персоналом. Однако здесь не всё так просто. “Многие законы, принимаемые в нашей стране, формулируются очень нечётко, и юристы зачастую сильно расходятся в их трактовке, — заметил Евгений Кучик. — Поэтому, прежде чем внести соответствующие изменения в наши программы, нам приходится вступать в переписку с компетентными органами и ждать от них официальных разъяснений. А это занимает время”.

Какой же функционал системы “БОСС-Кадровик” наиболее часто используется в практике компаний СНГ? Ответ на этот вопрос содержится в табл. 2, где выделены три основных контура (функциональных групп) этой системы: ·

учётно-вычислительный; ·

управление кадровыми процессами; ·

анализ кадровых процессов.

Разумеется, в каждой отрасли есть своя специфика. Так, торговые компании (где традиционно наблюдается высокая текучесть кадров) наиболее активно используют учётно-вычислительные функции систем управления кадрами. Люди туда приходят на не очень высокие позиции, обучаются, а затем, как правило, начинают присматривать себе на стороне более престижную и высокооплачиваемую работу. Что же касается высокотехнологичных, производственных и транспортных компаний, в которых именно персонал обеспечивает их владельцам основной доход, то там функции системы “БОСС-Кадровик” из контура “Управление кадровыми процессами” (включая отслеживание наличия у сотрудников определённых допусков и сертификатов) очень даже востребованы.

Из табл. 2 следует, что с каждым годом функционал систем “БОСС-Кадровик” становится всё более востребованным, но запас функционала — особенно в контуре “Анализ кадровых процессов” — продолжает оставаться достаточно большим.

Рынок ждет исследователей

В России системы управления персоналом для крупных и быстрорастущих средних предприятий (как самостоятельные, так и входящие в состав ERP-cистем) предлагают около 20 компаний. Их перечень можно найти на сайте Tadviser.ru. Но структуру данного сегмента рынка никто детально не исследовал. Известно лишь, что растёт он быстрее ИТ-рынка в целом. Одна из причин этого кроется в укрупнении предприятий и появлении многопрофильных холдингов, исповедующих единые принципы управления персоналом. Эксперты компании “БОСС. Кадровые системы” ёмкость этого сегмента рынка в 2007 г. оценивают в 70–80 млн. долл. и считают, что на долю их компании в минувшем году пришлось около 15% рынка. В нынешнем году компания “БОСС. Кадровые системы” планирует увеличить свою долю до 17–18%.

Участники форума получили возможность из уст представителя Microsoft узнать о некоторых особенностях новой реляционной СУБД Microsoft SQL Server 2008, официальное представление которой в России должно состояться в конце марта. Мнения собравшихся о необходимости скорейшего перехода на эту СУБД, как и следовало ожидать, разделились. Одни призывали совершить этот переход как можно скорее (так как прогресс неизбежен и в целях повышения конкурентоспособности своих предприятий надо всегда находиться на его острие), другие же обращали внимание на то, что этот переход потребует немалых затрат на замену серверной операционной системы и приобретение нового “железа”. Но в любом случае, как обещал Евгений Кучик, у пользователей систем “БОСС-Кадровик” проблем с переходом на новую платформу Microsoft не возникнет.

Таблица 1. Структура клиентской базы компании “БОСС. Кадровые системы” (на конец 2007 г.)

Отрасль Доля компаний отрасли, использующих продукты “БОСС-Кадровик”,%
Нефтегазовая ; 35
Банки и финансы21
Промышленность20
Торговля5
Энергетика3,4
Телекоммуникации3,4
Услуги2,3
Государственные учреждения1,9
Фармацевтика1,9
Строительство1,3
Транспорт1,3
Культура и наука0,7
СМИ0,3
Прочие2,5
Источник: “БОСС. Кадровые системы”.

Таблица 2. Уровень востребованности основных функций систем “БОСС-Кадровик”

Контур Функция Уровень востребованности, % в 2005 г. востребованности, % в 2007 г
Учётно-вычислительный Организационный менеджмент 100 100
Администрирование персонала 100 100
Кадровый документооборот 100 100
Расчет заработной платы 70–90100
Налоговая и государственная отчетность по персоналу 70–90100
Производственно-аналитический учет затрат на персонал 60–70 70–90
Произвольная аналитическая отчётность 60-70 70-90
Управление кадровыми процессами Профилирование должностей 60-70; 70-90
Управление подбором персонала 40–6060–70
Управление карьерой и расстановкой персонала 60–70 70–90
Оценка персонала 40–60 60–70
Управление обучением и развитием персонала 40–60 60–70
Управление мотивацией 20–4060–70
Анализ кадровых процессов Поддержка принятия решений по нормализации процессов До 20 20–40
Управление базой знаний по кадровым процессам До 2020–40
Индикация отклонений в кадровых процессах До 2020–40