Судя по направлению развития, оператор мобильной связи “Скай Линк”, предоставляющий услуги на территориях 31 субъекта РФ, постепенно трансформируется в интернет-провайдера мобильного доступа в Интернет. Этот сервис, позволяющий привлекать корпоративных пользователей, у которых развито направление мобильной работы и есть необходимая инфраструктура, становится основным для оператора.

Учитывая тот факт, что российский рынок мобильного интернет-доступа за 2007 год вырос с 400 млн. до 600 млн. долл., подобная стратегия представляется вполне разумной. По данным “Скай Линк”, доля компании на этом рынке за то же время увеличилась на 3,5% и на декабрь 2007-го составила 8,5% (в 2006-м было 5%). Отметим, что рынок этот является одним из самых перспективных для операторов связи, особенно после внедрения сетей третьего поколения (3G), в которых именно доступ в Интернет и сопутствующие услуги (интернет-телефония, мобильное ТВ, передача телеметрической информации и т. д.) обеспечат основную часть доходов оператора (сейчас эту роль выполняют голосовые сервисы). По прогнозам отечественных аналитических компаний, его объем в 2011 году достигнет 3,5 млрд. долл. При этом повышение скорости мобильного доступа приводит к увеличению потребления интернет-трафика — к примеру, по данным оператора “Скай Линк” доля трафика, переданного с помощью скоростного протокола EV-DO, в общем объеме передачи данных на конец 2007 года составила 84%, а среднемесячный объем потребления пользователя — 67 Мб.

В целом на территории присутствия на начало января 2008 года “Скай Линк” обслуживал 578 тыс. абонентов (из них 301 тыс. в Москве, 195 тыс. в Санкт-Петербурге и 82 тыс. в других регионах). Рост числа подключений за год составил 32%, причём 60% всех новых подключений пришлось на четвертый квартал. Отметим, что именно в этом квартале оператор предложил своим клиентам “коробочный продукт”, в котором сочетаются мобильный модем, RUM-карта и CD с инструкцией по подключению и мастером настройки оборудования (в идеале такой продукт позволяет немедленно подключиться к Интернету с мобильного ПК или настольной рабочей станции). Напомним, что операторы “большой тройки” пока продают мобильные модемы осторожно, пытаясь выяснить спрос со стороны бизнес-пользователей. МТС и “ВымпелКом” уже приступили к реализации устройств для сетей GSM/UMTS (вендоры Huawei и Optima соответственно), “МегаФон” начнет делать это в мае 2008-го (абонентские устройства тоже будут от Huawei). При этом средний чек абонента остается у “Скай Линка” на высоком уровне — 49,3 долл. в среднем по стране.

Желание сделать основной упор на развитие услуг на основе высокоскоростной мобильной передачи данных подтверждается и планами выпуска новых терминалов на 2008 год. Являясь единственным оператором, работающим в стандарте CDMA2000 в России, “Скай Линк” вынужден плотно взаимодействовать с производителями терминального оборудования. Из двадцати новых моделей, как отметила генеральный директор компании Гульнара Хасьянова, шесть будут мобильными модемами с поддержкой протокола передачи данных EV-DO Rev. A (базовые станции, поддерживающие этот обновленный протокол, будут инсталлированы по всей территории Москвы и Санкт-Петербурга до конца нынешнего года), а три модели — коммуникаторами, которые могут быть использованы для доступа в Интернет.