Приближение первой годовщины присутствия на рынке Windows Vista ознаменовалось заметным повышением интереса к вопросам продвижения этой настольной ОС в широкие массы пользователей и к перспективам ее будущего развития. При этом общая тональность публикаций в западных прессе (если проанализировать освещение этой темы в российских СМИ и Интернете, то может создаться впечатление, что никакого выпуска новой ОС и вовсе не было) связана с весьма критической оценкой “успехов” системы за прошедший год . Более того, в самый канун “дня рождения” ОС появились статьи, где говорилось о том, что Vista — это чуть ли не какое-то тупиковое направление, из которого Microsoft будет выходить через продление жизненного цикла Windows XP и создание какой-то новой версии с кодовым названием Windows 7.

Что можно сказать по этому поводу? Мне кажется, что этот всплеск обсуждения трудной судьбы Vista в значительной мере так или иначе инспирирован самой Microsoft, которой нужно привлечь внимание к своей ОС. Потому что именно сейчас, судя по всему, начнется серьезное продвижение этого продукта на рынке и уж тем более в его корпоративный сегмент. Соответственно поддержка Windows XP, до сих пор осуществлявшаяся фактически наравне c Vista, будет сокращаться и скорее всего уже в недалеком будущем сойдет на нет.

Сейчас много говорится о необходимости доводки Vista до реальных требований рынка. Но если посмотреть внимательнее на происходящие процессы, то нетрудно увидеть и встречное движение: повышение готовности рынка к восприятию новой ОС. ИТ-компании провели дополнительную работу по адаптации своих программных и аппаратных продуктов к Vista. Заказчики смирились с мыслью о необходимости замены компьютерного парка при переходе на Vista и заложили средства на будущие приобретения…

В течение года Microsoft не раз сообщала о том, что темпы продаж Vista за начальный период ее пребывания на рынке (в январе называлась цифра в 100 млн. проданных копий) оказались выше, чем в свое время у XP. Не думаю, что корпорация вводит общественность в заблуждение (такие шутки могут плохо кончиться в условиях рыночной экономики), хотя, возможно, некоторая доля лукавства в этой информации есть. Ведь за пять лет с момента выпуска XP общее число пользователей ПК выросло раза в два, поэтому даже если общий объем продаж Vista превысил аналогичный показатель XP той поры, доля поставок по отношению к инсталлированной базе у Vista могла оказаться и ниже.

Много говорится и о том, что корпоративные клиенты не спешат переходить на Vista. Но что в этом удивительного? Так было и будет всегда: предприятия в силу очевидных причин являются самыми консервативными пользователями. Хорошо известно, что смена платформ здесь происходит через версию, т. е. на Vista в основном будут переходить те, кто работает с Windows 2000 и более ранними версиями ОС, а нынешние пользователи XP будут ждать следующей -- Windows 7. И переход предприятий на Vista, безусловно, может начаться лишь после выпуска по крайней мере первого пакета обновлений системы (если отбросить варианты безумия и коррупции, то на использование в организации нового продукта сразу после его выпуска можно пойти только в случае очень серьезных скидок от вендора).

И все же — зачем Microsoft создала реальные проблемы для продвижения Vista (высокие требования к аппаратуре, несовместимость со старыми приложениями и пр.) в корпоративную среду? Отвечая на этот вопрос, нужно прежде всего иметь в виду, что Vista — это долгосрочный проект, и оценивать (с точки зрения поставщика) его по итогам первого года нельзя. Более того, речь сейчас идет не о простой модернизации старого продукта, а о фактическом переходе на новую платформу Longhorn (с начинающимся сейчас радикальным обновлением серверной системы). Другими словами, данный проект нужно оценивать временными рамками не в 3--5, а в 10--15 лет (наверное, различия между Windows XP и Windows Vista на качественном уровне равносильны различиям между версиями Windows 98 и Windows 2000 или даже Windows 3.1 и Windows 95).

Впрочем, с точки зрения бизнеса Microsoft первый год Vista никак нельзя назвать неудачным. Давайте просто посмотрим на официальные показатели корпорации. По итогам ее 2007 финансового года (закончился 30 июня 2007-го) рост доходов компании составил 15%, в том числе по направлению Client (клиентские Windows) — 14,4%. А вот данные за первую половину текущего финансового года (второе полугодие 2007-го календарного): общие продажи увеличились на 29%, а по направлению Client — на 44% (!). Комментарии излишни…

Я не являюсь фанатом изысков дизайна, и меня вполне устраивает вариант интерфейса Window 95. И я абсолютно убежден, что для моей работы в стиле офисного пользователя весь нужный функционал Vista можно было бы реализовать в рамках архитектуры десятилетней давности. Но в то же время я отлично понимаю, что средние потребности пользователей ПК продвинулись с тех пор далеко вперед и для их удовлетворения сегодня, а самое главное — в будущем требуется периодическая серьезная реконструкция системы на архитектурном уровне.

Могла ли Microsoft создать новую Windows не с такими огромными требованиями к аппаратным ресурсам и более высокой совместимостью с предыдущими версиями приложений (что она обещает сделать в первом сервисном пакете) SP1, который должен появиться в марте ? Если смотреть сугубо с технической точки зрения и иметь в виду лишь бизнес самой корпорации, то, на мой взгляд, конечно, могла. Но не надо забывать, что помимо своих личных выгод Microsoft просто обязана соблюдать, как это и подобает лидеру (а главное, во имя собственных долгосрочных задач), и общеотраслевые интересы. Представьте, что скажут (и сделают!) производители микропроцессоров, оперативной памяти, дисков и т. д., если программисты из Редмонда проявят чудеса изобретательности и за счет хитроумных приемов реализуют новый функционал Vista для ПК конфигурации десятилетней давности.

Да, с точки зрения пользователей очень неудобно (и накладно!) то, что версии огромного количества приложений и утилит для XP не могут работать в Vista. Но могут ли на это обстоятельство пожаловаться производители программных продуктов?

В начале нынешнего года я сменил рабочий ПК и перешел на Windows Vista. Я — не искушенный пользователь, у меня довольно тривиальные офисные потребности. Какие-то вещи стали удобнее, но пока, как мне кажется, потери и недостатки (особенно с “контактами” в “почте” Windows) явно перевешивают приобретения. Может быть, снести Vista и поставить XP?

Тут нужно обратить внимание и на такой психологический момент. Любая новая вещь (в том числе и ОС) имеет как плюсы, так и минусы по сравнению со старой. Как правило, плюсов оказывается больше, что заставляет нас смириться с обнаруженными негативными сторонами. Но все же человек при освоении нового всегда в первую очередь обращает внимание на недостатки, когда, например, выясняется, что он не может обычным образом выполнять привычную работу: нет знакомой функции, имеющееся средство работает не так, как раньше, и т. д. Реальные же достоинства новинки вы сможете оценить лишь спустя два-три месяца после начала работы с нею, когда попробуете перейти обратно к старому варианту.

Так или иначе, для меня возвращаться в Windows XP уже явно не имеет смысла. Надеюсь, что Vista SP1 решит какие-то обнаруженные проблемы и неудобства. А если не решит, то… перейду на другой почтовый клиент. Или поставлю Virtual PC c Windows XP и Outlook Express 6. А может быть, стоит наконец поближе познакомиться с Linux?

Лично для себя я уже давно понял: главная прелесть рыночной экономики заключает в том, что потребитель не должен тратить силы на убеждение поставщика улучшить продукцию, внести изменения и пр. Есть более простой и эффективный вариант — выбрать товар другого вендора.