На Mobile World Congress ‘2008 в Барселоне были продемонстрированы сервисы mobile payments по технологии Near Field Communication (NFC). По мнению аналитиков из Ассоциации GSM, подобные услуги станут самыми востребованными в сетях третьего поколения после мобильного Интернета и MMS. Схема работы сервиса состоит в том, что специальный чип размещается в кредитной карте или в мобильном терминале (в него загружаются данные, копирующие пластиковую карту) пользователя. Списание средств производится через отдельные терминалы по радиоканалу (для этого сотовый терминал дооборудуется специальной антенной или бесконтактной картой). То есть человек, как в обычной ситуации, выбирает товар, подходит к кассе, включает функцию беспроводного платежа и, увидев на дисплее сотового телефона сумму, которую он должен заплатить, вводит код для авторизации в банковской системе. Таким образом, носить с собой кредитку уже не нужно — достаточно иметь мобильный телефон.

Учитывая, что в некоторых европейских сетях до 67% абонентов используют мобильный банкинг (данные компании Vodafone), вполне понятно желание операторов сотовой связи развить дополнительные финансовые услуги. Интересные аппаратно-программные комплексы по NFC были представлены “вкраплениями” на нескольких стендах компаний – производителей ИТ-решений, однако самым перспективным оказался проект, который продемонстрировал не интегратор, а оператор связи: речь идет о европейской Telefonica. В данном случае оператор мобильной связи выступил во вполне современной роли организатора процесса: договорившись с производителем терминалов Ingenico и, самое главное, с банком Barclay в Великобритании, он предложил весьма функциональное решение по оплате покупок как с помощью карты, так и с мобильного терминала. В обоих случаях был инсталлирован NFC-чип, что сделало услугу по-настоящему массовой: карточки с новым чипом (в данном случае — Visa Classic и Visa Gold) эмитировали на территории действия оператора несколько лет назад, и пользователи привыкли оплачивать покупки с помощью бесконтактных считывателей, установленных в торговых точках. После этого в действие был введен второй этап проекта, когда для оплаты покупок стали использоваться терминалы Nokia с интегрированным NFC-чипом. Для безопасности платежей клиенты могут установить PIN-код для подтверждения транзакций, кроме того, по умолчанию переводы, осуществляемые таким образом, не могут быть больше десяти фунтов стерлингов каждый, а максимальный дневной лимит установлен в сорок фунтов. Хотя при желании абонент может повысить его в своем банке.

Напомним, что подобные системы также развивают компании Gemalto в содружестве с Master Card Worldwide и Vivo Wallet для карт Visa. Самые масштабные проекты по NFC реализуются оператором KTF в Южной Корее, где у абонентов уже есть несколько десятков миллионов трубок, поддерживающих технологию NFC, а в магазинах установлено свыше 90 тыс. бесконтактных кассовых терминалов. Ничуть не меньшего масштаба система развернута и у японского оператора NTT DoCoMo в партнерстве с местными банками.

В России эта технология тоже может иметь определенный успех. Так, 11 февраля, в первый день работы Mobile World Congress, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил, что министерство передало на рассмотрение правительства России концепцию развития микроплатежей, разработанную специалистами межведомственной рабочей группы при министерстве. Отметим, что в настоящий момент платеж с помощью мобильного телефона считается банковской операцией и поэтому требует предъявления документа, удостоверяющего личность. В новом документе предполагается, что платежи в размере до 500 руб. между физическими лицами и до 5000 руб. от физического лица юридическому не будут считаться банковскими операциями. Это позволит упростить нормативные требования к таким операциям и расширить сферу их применения.

Общественная организация “Инфокоммуникационный союз” также размышляет о возможных вариантах развития мобильной коммерции, обсуждая их с банковскими организациями, в частности со Связь-банком. В I квартале планируется завершить тестирование универсальной платежной системы на основе мобильных телефонов в трех опытных зонах -- Москве, Петербурге и Сочи.