Прошедший год был довольно странным в “линии жизни” офисного семейства Microsoft. Ровно год назад на рынок вышла его новая версия MS Office 2007, но если посмотреть на уровень упоминаний этого пакета в профессиональных ИТизданиях (включая блоги), то может возникнуть впечатление, что никакого обновления ПО и не было. И это при том, что речь идет о группе самых массовых продуктов Microsoft (наряду с настольной Windows), на которую приходится около четверти дохода корпорации и более трети прибыли.

Впрочем, пользователям нет особого дела до финансовых дел компании, но их же должны как-то затрагивать новшества, причем весьма существенные, пакета? Судя по отзывам в прессе, не затронули. Пока не затронули, так как, скорее всего, массовый переход на Office 2007 еще впереди. Правда, тут возникает вопрос: а состоится ли массовый переход на новый пакет в автоматическом варианте, как это было во времена версий 97–2003? Ответ на этот вопрос сегодня не представляется очевидным, учитывая серьезные изменения на рынке персональных приложений, произошедшие за последнюю пару лет.

В своих обзорах по MS Office мы неоднократно отмечали, что главная характеристика развития этого пакета заключается в том, что из набора отдельных приложений, обеспечивающих индивидуальную работу пользователей, он превратился в единую клиент-серверную прикладную платформу поддержки персональной и коллективной работы (см. PC Week № 7/2006). Однако расценить этот факт только как положительное явление нельзя: как известно, любые плюсы сопровождаются минусами, которые заключаются в данном случае в существенном “утяжелении” решений, что особенно нехорошо выглядит на фоне тенденции смещения интересов клиентов в сторону мобильной работы и использования сервисов.

Короче говоря, несмотря на доминирующее положение MS Office на рынке, видно, что Microsoft стоит перед необходимостью серьезной коррекции всей стратегии развития этого семейства, особенно в условиях активизации деятельности в этом сегменте таких солидных конкурентов, как Google и IBM, которые делают ставку на использование качественно иных, чем Microsoft, технологических подходов и бизнес-моделей.

Именно в контексте такой постановки вопроса стоит подойти к рассмотрению объявлений, сделанных на прошедшей в Сан-Хосе (США) в середине февраля Microsoft Office System Developer Conference. С ключевым докладом о видении будущего офисного ПО там выступил председатель правления корпорации Билл Гейтс, и это обстоятельство многие наблюдатели отметили, как знаменательное. Как известно, руководитель компании в течение почти 20 лет был главным идеологом развития этого софтверного направления, но к нынешнему лету должен завершиться двухлетний процесс его отхода от решения архитектурно-технологических вопросов.

Open Text продерживает работу с SharePoint Server 2007

Из многочисленных партнерских объявлений на Office Systems Developer Conference 2008 следует выделить представление одним из лидеров рынка управления корпоративным контентом компанией Open Text новой среды разработки Open Text Case Management Framework, SharePoint Edition. С ее помощью заказчики могут создавать комплексные решения с совместным использованием продуктов Open Text и Office SharePoint Server 2007.

В целом, анализируя эволюцию MS Office и сказанное сейчас на конференции, можно констатировать, что система будет развиваться в двух взаимосвязанных направлениях: как корпоративная платформа и как набор онлайновых сервисов. Несмотря на рост значимости серверной части семейства (SharePoint Server, Exchange Server и Communication Server) роль офисных приложений как клиентского рабочего места бизнес-пользователей будет только возрастать. При этом будет проводиться более четкий водораздел между конечными пользователями и ИТ-специалистами, выполняющими интеграцию Office в корпоративные решения (раньше большой акцент делался на “продвинутого” пользователя, который мог самостоятельно настраивать и расширять функционал пакета).

Свое выступление Билл Гейтс начал с заявления о том, что у Microsoft имеются весьма амбициозные планы по развитию и преобразованию офисного ПО в рамках общей стратегии корпорации с учетом новых технологических и рыночных реалий. Office позиционируется компанией как платформа разработки корпоративных решений в рамках концепции Office Business Application (OBA), сформулированной полтора года назад и подразумевающей интеграцию офисных и деловых приложений. Реализация этой идеи непосредственно связана с широким использованием модели “софт плюс сервис” (интерпретация Microsoft модели “софт как сервис”, SaaS).

Как известно, именно Office с середины 90-х годов представляет собой стандарт де-факто пользовательского интерфейса для настольных приложений. В Office 2007 реализован качественно новый вариант интерфейса — Ribbon (см. PC Week/RE, № 36/2006), и Microsoft намерена приложить все усилия для его закрепления в качестве нового эталона. Для этого корпорация выпустила бесплатную версию технологии Ribbon под названием Fluent UI (текучий пользовательский интерфейс), которую все желающие могут использовать для создания собственных приложений.

В Сан-Хосе был объявлен большой набор инструментов и ресурсов, призванных помочь независимым разработчикам в создании решений на базе и с использованием OBA:

  • OBA Composition Toolkit — это референсное приложение, включающее пакет Office SharePoint Server 2007, оно является примером (и одновременно, как вариант, основой) создания корпоративных приложений типа mashups (с применением распределенных онлайновых сервисов) с использованием предустановленных компонентов.
  • OBA Sample Application Kit — новый комплект средств интеграции офисных приложений к бизнес-системам;
  • Visual Studio Extensions для Windows SharePoint Server 3.0, v. 1.1 — обновленный набор инструментов для реализации программных проектов на базе SharePoint Server 2007;
  • Financial Services Reference Application Pack — пакет средств интеграции Office с финансовыми приложениями и сервисами, который включает более 75 OBA компонентов, реализующих такие стандарты, как Mortgage Industry Standards Maintenance Organization (MISMO), Open Financial Exchange (OFX), Interactive Financial eXchange (IFX) и Financial Information eXchange (FIX);
  • Metro for Unified Communications — маркетинговая программа раннего ознакомления независимых разработчиков с новыми средствами интеграции прикладных решений с использованием Microsoft Office Communications Server 2007 и Microsoft Exchange Server 2007;

    BizTalk Adapter Pack — набор адаптеров для взаимодействия клиентских приложений с бизнес решениями (такими как SAP, Siebel и Oracle) с применением Web-сервисов.

В своем выступлении Билл Гейтс особо остановился на объявлении новой версии бесплатного набора онлайновых служб Microsoft Office Live Small Business для малого бизнеса. В дополнение к ранее имевшимся сервисам (Web-хостинг, поддержка CRM, электронная почта) теперь компании могут также обращаться к Store Manager (инструмент для организации электронной торговли на собственном сайте или на eBay) и E-mail Marketing (рассылка новостей и коммерческих предложений). Для доступа к службам пользователи могут применять Web-браузеры Internet Explorer и Firefox. Microsoft Office Live Small Business доступна пока только в пяти странах (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), где с нею уже работает около 600 тыс. клиентов.

В заключение было сказано о том, что Microsoft уже в недалеком будущем представит предварительный вариант следующей версии Office, которая, как известно, имеет рабочий номер 14. Корпорация решила не искушать судьбу и пропустить номер 13.