Microsoft хочет купить Yahoo!

В конце январе аналитическая компания Forrester Research опубликовала отчет по процессам консолидации мирового софтверного рынка, содержащий главный вывод: этап крупных приобретений в программной отрасли, свидетелями которого мы были в последние 4-5 лет, закончился. Конечно, мегавендоры будут продолжать покупки компаний, но это будут небольшие игроки. В качестве обоснования этого тезиса приводятся три довода: а) сделанные за последние годы приобретения нужно “переварить” и интегрировать в единый портфель предложений; б) на рынке уже просто не осталось крупных независимых разработчиков ПО; в) мировой финансовый кризис создает проблемы с получением кредитов для покупок. Резюме экспертов Forrester звучит следующим образом: мы не скоро станем свидетелями сделок в софтверной индустрии стоимостью более 5 млрд. долл. с покупкой игроков с доходами свыше 1 млрд. долл.

Но в первый день февраля пришла новость: корпорация Microsoft официально заявила о том, что она сделала предложение совету директоров Yahoo! о приобретении этой компании за 44,6 млрд. долл. (по цене 31 долл. за акцию), что на 62% выше рыночной цены Yahoo! на момент закрытия торгов на ньюйорской биржи 31 января 2008 г. Покупку предполагается совершить путем оплаты наличными и обменом акциями (в равных долях). Реакция на предложение со стороны Yahoo! пока очень нейтральная: мы о таком не просили, но рассмотрим…

Есть о чем и поговорить

Конечно, исследование экспертов Forrester требуют более детального изучения, но все же приведенные выводы отчета не представляются истиной в последней инстанции. Во-первых, крупные специализированные игроки на софтверном рынке есть (например, Symantec, SAS, Infor) и, самое главное, — появляются новые. Во-вторых, сфера интересов мегавендоров ПО постоянно расширяется: впереди борьба за сегменты средств безопасности, интеграции, виртуализации и т. д. Что же касается экономического кризиса, то как раз в этот момент происходит наиболее серьезный передел рынка, тем более что кредитная ставка доллара уже сейчас опустилась до минимальной отметки…

Впрочем, с какой стороны посмотреть: возможная сделка Microsoft + Yahoo!, может быть, и не противоречит выводам Forrester. Можно ли, например, считать Yahoo! софтверной компанией? Да, и величина в полсотню миллиардов долларов как-то не вписывается в представление о крупных сделках. Скорее, это сверхкрупная, размер которой явно выходит за традиционные рамки софтверной отрасли.

Тут стоит вспомнить, что самая крупная сделка в истории ИТ произошла семь лет назад: HP прибрела Compaq, почти двое увеличив объем своего бизнеса. Тогда было заплачено 25 млрд. долл. за компанию с годовым доходом около 36 млрд. долл. (за три года до этого Compaq, в свою очередь, поглотила примерно равновеликую себе добычу — Digital за 9,6 млрд. долл.). Потом началась волна софтверных покупок, и здесь, кажется, пальма первенства принадлежит сделке декабря 2004 г.: после долгого периода “уговоров” Oracle купила Peoplesoft за 10,3 млрд. долл., увеличив свое начальное предложение почти в два раза. Но стоит обратить внимание на то, что уровень капитализации на софтверном рынке существенно выше, чем на аппаратном: доход Peoplesoft на тот момент лишь немногим превышал 1 млрд. долл. За что же Microsoft собирается платить рекордную для ИТ-сферы сумму?

Yahoo!

История появления компании является совершенно стандартной для интернет-лидеров последнего десятилетия. В начале 1994 г. два аспиранта магистратуры Стэндфордского университета (США) Дэвид Фило (David Filo) и Джерри Янг (Jerry Yang) создали веб-сайт, который назывался “Путеводитель Джерри по Всемирной паутине” и представлял собой каталог других сайтов. В апреле того же года сайт был переименован в Yahoo, а 2 марта 1995-го была создана частная компания с таким же названием (но появился восклицательный знак), которая уже через год была преобразована в публичную корпорацию*. По итогам 2007 г. Yahoo! получила 6,7 млрд. долл. дохода и 660 млн. чистой прибыли.

Технологической основой бизнеса Yahoo! были и остаются поисковые системы для Интернета, вокруг них создана система сервисов портала Yahoo.com, в состав которого входит в том числе старейшая и самая популярная почтовая служба. Эффективные технологии и удачный маркетинг быстро вывели компанию в лидеры растущего интернет-рынка. Пережив на стыке столетий момент “краха дот-комов” (в отличие от многих конкурентов), Yahoo! вышла на рынок телекоммуникаций, одновременно активно поглощая другие поисковые системы и сервисы.

Однако период безоблачного развития закончился два-три года назад. В интернет-лидеры вышло детище других аспирантов Стэндфордского университета (но созданное тремя годами позже Yahoo!) — корпорация Google. Yahoo! оказалась в очень непростой ситуации, тем более что третью позицию в рейтинге интернет-бизнеса с большими претензиями на абсолютное лидерство заняла Microsoft.

Вполне очевидные проблемы развития Yahoo! немедленно отразились на ее финансовых показателях. Хотя формально абсолютные данные говорят о положительных результатах, оценивать их нужно в динамике и в сравнении с другими игроками. Так, доходы выросли в 2007 г. лишь на 8% (год назад рост был 22%), прибыль, довольно большая по меркам ИТ-рынка, уменьшилась тем не менее почти в два раза по сравнению с 2005-м. К тому же есть такой объективный показатель прочности бизнеса, как курс акций: в прошлом году в среднем за акцию давали 30 долл., а в нынешнем январе цена упала до 19 долл. (но в день объявления о предложении Microsoft выросла сразу на 48% -- до 28 долл.!)

А вот показатели Google за 2007 год: доходы выросли с 10,60 до 16,65 млрд. долл., чистая прибыль — с 3,08 до 4,2 млрд. долл. Весь прошедший год наблюдался устойчивый рост курса акций, правда, 1 февраля он сразу упал на 8%.

Строго говоря, не очень понятно, можно ли Yahoo! (да и Google) отнести к категории ИТ, а тем более софтверного бизнеса. Да, их работа во многом базируется на создании программных технологий, но вообще-то никаких программных продуктов на рынок эта компания не поставляет. Ее основной бизнес — предоставление сервисов, причем чаще всего беспатных. Главный источник доходов — реклама, поэтому по модели своего бизнеса Yahoo! скорее относится к издательствам, а не к поставщикам ПО. Но жизнь и конкуренция заставляют Yahoo! осваивать новые сферы и бизнес-модели. Так, компания пытается выйти на формирующийся рынок поиска корпоративного контента (в партнерстве с IBM предлагая бесплатное решение IBM Omnifind Yahoo Edition), но тут ей придется столкнуться с очень жесткой конкуренцией со стороны тех же Google и Microsoft.

При этом подчеркнем: Yahoo! является одним из самых посещаемых Web-порталов: по данным за октябрь 2007 г. у нее более 130 млн. уникальных посетителей в месяц, которые через глобальную сеть компании выполняют 3,4 млрд. просмотров в день.

Microsoft

Оценить финансовые “закрома” компании — дело сложно, но, скорее всего, Microsoft — это единственная ИТ-корпорация, способная сегодня на покупки подобного масштаба (особенно если речь и не идет от заеме банковских кредитов под операцию). Как известно, Microsoft является мировым лидером по показателю прибыли (не только среди ИТ-компаний) и имеет очень высокие резервы наличности. Но парадокс заключается в том, что как раз эта корпорация не рассматривалась аналитиками как потенциальный крупный покупатель.

Вот что говорится в упомянутом выше отчете Forrester: “Следует ожидать, что редмондский гигант будет делать лишь отдельные приобретения, не слишком конфликтующие с его стратегией в отношении экосистемы”. Кстати, и мы не однократно подчеркивали эту специфику бизнес-приобретений со стороны Microsoft, в частности, комментируя слухи о возможной покупке SAP (см. PC Week/RE, № 47/2007).

Что же заставило Редмонд изменить своей традиционной политике? Ответ тут видится довольно однозначным — успешное продвижение Google, которая теперь пытается расширить свою сферу интересов за счет корпоративного рынка, и опасность выхода в сферы интернет-сервисов таких традиционных конкурентов, как, например, IBM.

Нужно признать: несмотря на отчаянное продвижение в сторону онлайновых сервисов и поисковых решений, Microsoft не может угнаться за Google, более того, отставание от лидера, кажется, увеличивается. Без привлечения внешних ресурсов решить эту проблему, похоже, не удается. Суть же вопроса заключается в том, что, судя по всему, мы как раз сейчас подходим к качественно новому этапу развития ИТ и Интернета, который будет заключаться в интеграции корпоративного и онлайнового рынков, в реализации новых моделей бизнеса (софт как услуги, получение доходов от рекламы и пр.).

Стоит сказать, что Microsoft уже делала несколько попыток приобретения Yahoo! в 2005-2007 гг., но ее предложения были отвергнуты. Теперь шансы на успех представляются более высокими: как уже отмечалось, в развитии Yahoo! наблюдается усиление проблем, да и нынешний экономический кризис — хороший момент для приобретения ослабевших конкурентов.

Что будет

Состоится ли эта сделка — это еще большой вопрос. Но все же имеет смыл оценить возможное развитие ситуации.

Прежде всего, не очень понятно, согласится ли Yahoo! на такое предложение. В печати уже появились комментарии экспертов, что компания сегодня недооценена, и при ее покупке нужно ориентироваться на 39--45 долл. за акцию. Но это может быть проявлением обычной практики торговли: на любое предложение, пусть даже и супервыгодное, нужно сразу отвечать — “мало!”. Хотя, с другой стороны, опыт такой публичной торговли на ИТ-рынке показывает, что результирующая цена все же заметно повышается (вспомним примеры Oracle + Peoplesoft и Oracle + BEA, (см. PC Week/RE, № 2/2008).

Наблюдатели отмечают, что могут появиться и другие претенденты “на руку” Yahoo!, но реальным тут может быть разве что IBM. Да и захочет ли Yahoo! покидать “свободолюбивую” сферу интернет-бизнеса и погружаться в мир корпоративных заказчиков (а это со временем будет неизбежно при работе внутри ИТ-корпораций). Некоторые эксперты говорят о возможности создания того или иного рода альянса между Google и Yahoo! перед лицом активности со стороны традиционного ИТ-рынка. Но этот вариант представляется сомнительным: как известно, договориться с прямым конкурентом всегда сложнее, чем с представителем другого сегмента. А вариант формального объединения (или покупки по инициативе Google) также вряд ли возможен, поскольку войдет в конфликт с антимонопольным законодательством.

А если сделка Microsoft + Yahoo! состоится? Тут перспективы тоже не очень понятны. В одном из блогов по этому поводу уже прозвучал такой комментарий: “Слепой с безногим в биатлон не выиграют, как ни объединяйся”. Конечно, его можно отнести к категории злобных выпадов нелюбителей Билла Гейтса, но определенный резон в этом суждении есть. Например, можно обратить внимание на такой момент: бизнес Microsoft в последние годы продолжает уверенно расти (за минувшие полгода доход и прибыль компании выросли до 30 и 9 млрд. долл. соответственно), а курс акций практически застыл на среднем уровне в 30 долл.

Однако важен другой аспект: сможет ли Microsoft переварить такую покупку и интегрировать два бизнеса и, что еще важнее, — две разные корпоративные культуры? В этой связи еще раз обратим внимание на замечание Forrester насчет приобретений, не слишком конфликтующих со стратегией в отношении экосистемы. Независимые аналитики, в свою очередь, отмечают, что корпоративные методы управления в Microsoft и Yahoo! сильно различаются, интернет-компания традиционно ориентируется на модель Open Source, поэтому многие сотрудники Yahoo! исторически недолюбливают Microsoft и могут уйти в Google или Amazon. (см. ivbeg.livejournal.com/96017.html).

Но с другой стороны: может быть, Microsoft хочет не только получить дополнительный сегмент рынка, но и взять на вооружение новые бизнес-модели? Так или иначе, но год на ИТ-рынке начался весьма бурно,и можно с уверенностью сказать, что перестановки сил на нем, в том числе и в стратегиченском плане, совсем еще не закончены.

*Есть несколько версий появления названия, наиболее популярными являются две. По первой, имя взято из книги Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” и означает “грубый”, “неотесанный”. Согласно второй, Yahoo! это акроним, образованный от фразы “Еще один иерархический неотесанный (неофициальный) прорицатель” (англ. Yet Another Hierarchical Officious Oracle). В 1995 г. слово “Yahoo” уже было зарегистрировано под торговую марку соуса для барбекю, поэтому к названию был добавлен восклицательный знак.