Прошедший год для софтверного направления HP стал моментом серьезной реконструкции как в технологическом, так и маркетинговом аспектах. В результате целой серии приобретений за последние полтора года объем этого бизнеса в масштабах корпорации вырос почти в два раза. Но самое главное — то, что такое пополнение было не простым расширением состава портфеля предложений, а сопровождалось существенной перекомпоновкой всей структуры ПО компании, интеграцией различных продуктовых линеек, организационной перестройкой технических и маркетинговых подразделений.

Видимым проявлением этих внутренних процессов стал радикальный ребрендинг софтверных средств НР. На смену известной торговой марке OpenView пришло новое название — BTO (Business Technology Opimization, оптимизация ИТ для бизнес-технологий). Фактически данный термин объединил линейку продуктов OpenView и решения приобретенной в конце 2006 г. компании Mercury (см. PC Week/RE, № 36/2007 и www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=102658). Само изменение названия отражает важное смещение акцентов со стороны HP: если ранее семейство OpenView было ориентировано в основном на повышение эффективности использования существующей ИТ-инфраструктуры предприятия, то теперь объединенный программный комплекс направлен на возможности управления стратегией развития этой инфраструктуры и ее оптимизации в ходе внедрения и эксплуатации ИТ. Характерно и то, что сам термин BTO в свое время придумала компания Mercury для общей характеристики своих технологий, нацеленных на тесную увязку используемых заказчиками технических решений с задачами основного бизнеса предприятий. С технической же точки зрения отметим, что одним из базовых компонентов нового комплекса HP BTO стала единая конфигурационная база данных HP Universal CMDB (ее главное новшество — реализация федеративной модели организации информации), которая реализована на основе решения Mercury.

Как известно, любая перестройка обычно вызывает определенные проблемы для текущего развития бизнеса, но на софтверной деятельности HP, по крайней мере в России, проведенная реструктуризация негативно не сказалась. Более того, рассказывая об итогах работы, директор департамента программных решения “HP Россия” Сергей Лобов сообщил, что объемы продаж ПО HP повысились в 2007 г. на 65% по сравнению с предыдущим. При этом он подчеркнул, что рост был “естественным” — за счет увеличения поставок традиционных продуктов HP, поскольку реальное продвижение приобретенных средств еще только начинается. Среди наиболее значимых проектов в прошедшем году было выделено внедрение решений для управления качеством услуг ITSM в РЖД и “Лукойл-Информе”, а также создание системы управления портфелем проектов ВТБ.

Наступивший год должен стать началом широкого продвижения относительно новых для российского рынка направлений и продуктов. В этой связи нужно напомнить, что помимо приобретения Mercury корпорация HP расширила состав своих софтверных предложений за счет еще целого ряда покупок, в частности компаний Knightsbridge Solutions (средства бизнес-аналитики и управления хранилищами данных), Opsware (автоматизация центров обработки данных), Neoware (ПО для тонких клиентов и решения по виртуализации), SPI Dynamics (средства безопасности Web-приложений).

В выступлении г-на Лобова прозвучал также анонс еще одного направления деятельности, связанного с управлением жизненным циклом информации и бизнес-анализом, — Business Information Optimization, которое сформировалось на базе давно имевшихся у компании разработок в этой области (такие программные средства были раньше привязаны к аппаратному направлению, но сейчас переданы в ведение HP Software) и сделанных за последнее время приобретений.

Однако, говоря о планах HP Software на краткосрочную перспективу, конечно, нужно выделить выпуск в конце 2007 г. продукта HP Service Manager 7.0, который знаменует собой появление нового поколения средств для автоматизации служб эксплуатации ИТ (ключевое направление деятельности HP в России). По сути речь идет об объединении двух имеющихся сейчас решений: HP Service Desk (SD), одного из самых популярных продуктов компании, и HP Service Center (SC), полученного в 2005 г. в результате покупки компании Peregrine.

HP Service Manager 7.0 построен на базе архитектуры HP SC, но при этом полностью покрывает и функциональность HP SD. Среди новшеств данного продукта технический консультант по программным решениям HP Сергей Знаменский выделил реализацию каталога услуг, наличие встроенной базы знаний, возможность интеграции с внешними системами через Web-сервисы, а также использование в качестве дополнительной опции HP Universal CMDB. Для перехода текущих пользователей SD и SC (их в России более двухсот) на новый продукт разработана специальная программа миграции, включающая технические средства и схему обновления действующих контрактов поддержки. Предполагается, что на Sevice Manager 7.0 будут переходить те, кто сейчас работает с SD 4.5 и SC 5.1/6.1, а пользователи SD 5.1 и SC 6.2 — на Service Manager 7.1, который появится до конца нынешнего года. По оценке Сергея Лобова, за 2008 г. на новый продукт в целой перейдут 20--30% нынешних клиентов HP.

Расширение спектра софтверных предложений корпорации повлечет за собой и некоторые изменения в подходах к работе на рынке. В частности, в марте должна быть анонсирована новая программа, которая будет включать несколько направлений компетенций для софтверных партнеров НР. Объявлено также, что штат сотрудников “HP Software Россия” вырастет к концу года вдвое.