Один из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественной экономики — розничная торговля. В последние годы наряду с увеличением ее объемов наблюдается активная консолидация игроков, сопровождающаяся ростом конкуренции. В этих условиях важную роль играют качество управления и рациональная организация бизнес-процессов, обеспечиваемая теми или иными прикладными системами. На недавнем индустриальном форуме SAP руководство московского офиса корпорации особо отметило большое число новых контрактов с ритейловыми компаниями разного масштаба, заключенных SAP в 2007 г. А некоторые из тех, что были подписаны в прошлом году, уже реализованы и доведены до промышленной эксплуатации. В их числе проект, стартовавший в мае 2006 г. в “Техносиле” — быстро растущей сети магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой.

Ежегодный прирост ее оборота близок к 40%, к тому же расширяется сеть собственных гипермаркетов компании в регионах (сейчас их уже 99), заключены франчайзинговые соглашения еще с 77 торговыми предприятиями, доходы в 2006 г. превысили 1 млрд. долл., а в нынешнем они достигнут, как ожидается, 1,4 млрд. долл. Для поддержки такого активного развития и сохранения управляемости компанией ей нужна была хорошо зарекомендовавшая себя масштабируемая ERP-система, учитывающая отраслевые особенности массовой розничной торговли. Как рассказал вице-президент “Техносилы” по стратегии Леонид Тюкавкин, в 2005 г., когда необходимость в новой системе управления была осознана руководством компании, встала проблема выбора программного продукта. К тому времени у “Техносилы” уже был не очень успешный опыт создания подобного решения на основе Microsoft Axapta собственными силами, и с его учетом реально рассматривались только две альтернативные системы: Oracle Retail Solution (Retek) и SAP Retail.

Формального тендера по выбору продукта не было. Он осуществлялся специалистами “Техносилы”, симпатии которых склонились в пользу SAP Retail. Наряду с функциональностью и масштабируемостью этого отраслевого решения они приняли во внимание полную его локализацию, а также опыт сходной с “Техносилой” по профилю американской сети Best Buy, отказавшейся от системы Retek и перешедшей на SAP Retail. Как считает руководитель направления ТНП/Торговля SAP CIS Сергей Белинский, свою роль сыграл и успешный опыт многих других российских розничных операторов: 9 из 12 крупнейших отечественных сетей используют продукты SAP, а согласно IDC, эта компания, имея долю в 16,5% (в 2006 г.), делит лидерство на местном ритейловом рынке с “1С”.

Характерной особенностью данного проекта внедрения было то, что существенная его часть выполнялась сотрудниками “Техносилы”, уже обладавшими опытом работы с продуктами SAP. Тем не менее для выполнения отдельных этапов привлекался внешний консультант: им, победив в объявленном конкурсе, стала фирма GMCS. Что было бы, если бы по конкурсу отбирался не только консультант, но и предлагаемое им решение? Вопрос этот возникает в связи с тем, что GMCS — консультант многовендорный и у него есть партнерские соглашения как с SAP, так и с Oracle. По словам президента GMCS Михаила Романова, компания, имея в своем арсенале широкий спектр бизнес-приложений (Infor ERP Baan, Microsoft AX, Oracle E-Business Suite, SAP Business Suite), сформировала своеобразную матричную структуру предпочтительного предложения указанных продуктов заказчикам из разных отраслей. В этой структуре для крупных розничных сетей рекомендуемым решением является как раз SAP Retail.

Проект стартовал в мае 2006 г. и был завершен 14 месяцев спустя. Уже к началу 2007 г. эксплуатировались модули финансового учета и контроллинга, а в конце лета стали доступны функции управления процессами закупок, сбыта и логистики. Установлены 200 рабочих мест в бухгалтерии, коммерческом и финансовом департаментах, отделах, отвечающих за логистику, розничную и оптовую торговлю в головном офисе, а также в семи региональных представительствах и на трех распределительных складах.

Интересная особенность проекта — первое в России, как утверждает Леонид Тюкавкин, развертывание системы SAP POS Data Management, которая собирает данные с торговых терминалов, осуществляет их предварительную обработку и агрегирование. Потом информация из БД POS Data Management может передаваться в транзакционные модули SAP ERP или в хранилище данных SAP BW. В “Техносиле” благодаря этому удалось контур подготовки аналитики и оперативной отчетности запустить в эксплуатацию раньше, чем ERP-функционал, что повысило степень доверия к создаваемой системе. Сегодня менеджерам для получения оперативной информации о состоянии дел не нужно дожидаться завершения всех проводок в ERP-системе, она передается в контуры SAP BW и ERP параллельно. Кроме того, как подчеркнул г-н Тюкавкин, применение решения POS Data Management, установленного во всех торговых точках, позволило “Техносиле” вполне легальным способом уменьшить необходимое число лицензий SAP ERP.

Стоимость проекта составила 7 млн. долл., но в нее входят также расходы на закупку серверов и систем хранения, формирование каналов передачи данных и аренду внешнего центра обработки данных, в котором установлено всё это оборудование. Впоследствии на сопровождение системы ежегодно будет тратиться еще около 1 млн. долл. И это при том, что основную часть работ по поддержке ПО SAP берет на себя специальное подразделение заказчика (в нем трудится около 20 человек). В планах “Техносилы” внедрение в следующем году функций стратегического планирования и управления товарным ассортиментом (на базе SAP Merchandise & Assortment Planning), а также детального прогнозирования спроса и управления пополнением складских запасов магазинов (на базе SAP Forecasting & Replenishment).