На фоне постоянного процесса приобретений-поглощений на мировом ИТ-рынке деятельность Oracle в этой сфере неизменно привлекает повышенное внимание со стороны и аналитиков, и простых ИТ-обывателей. Действительно, следить за драматическими перипетиями долгосрочной осады гораздо интереснее, чем просто обсуждать факт уже свершенной сделки. Тем более, что речь идет не о каком-то театрализованном шоу, а об очень серьезных делах стоимостью в миллиарды долларов.

Поэтому когда в середине октября Oracle сделала публичное предложение BEA Systems, ведущему игроку на поле ПО промежуточного слоя, влиться в ее состав за 6,7 млрд. долл. (см. PC Week/RE, № 39/2007), сразу было понятно, что нас ждет очередной увлекательный процесс приобретения.

Однако уже через день совет директоров BEA ответил отказом, указав на серьезную недооценку реальной стоимости компании при том, что предложенные Oracle 17 долл. за акцию на 25% превышали текущую рыночную цену акций BEA в том момент.

Напомним, что новость о возможном приобретении BEA совсем не была сенсацией. О таком сценарии развития событий эксперты начали говорить еще летом, объясняя его вероятность деловыми проблемами компании, которая за последний год явно стала уступать в конкурентной борьбе с мегавендорами, в том числе и с Oracle. Это было отчетливо видно по обнаруженным в начале года неувязкам с финансовой отчетностью, что сразу повлекло снижение курса ее акций и темпов роста доходов. В этой ситуации вопрос заключался уже не в том, будет ли приобретена BEA, а в том, кто, когда и за сколько ее купит (в качестве претендента на покупку называлась также HP, но не исключались и IBM, и SAP).

Спустя неделю после первого обращения Oracle отправила второе письмо руководству BEA, в котором подтвердила, что не намерена повышать цену. Там было сказано также, что корпорация не собирается ввязываться в долгосрочный процесс приобретения, тем более что время играет не в пользу BEA. Был установлен крайний срок действия данного предложения – 28 октября. BEA в ответ высказалась более определенно, чем раньше: она согласна, но по цене 21 долл. за акцию (т. е. всего за 8,2 млрд. долл.). Oracle ответила, что это чрезмерная сумма, особенно если учесть, что текущая стоимость акций BEA за неделю упала еще на 6,5%.

Отметим, что все это происходило на фоне продолжающейся аудиторской проверки финансовой деятельности BEA компанией Ernst & Young, а также нарастающего внутреннего конфликта между советом директоров BEA и крупнейшим частным владельцем ее акций Карлом Иканом, который обвинил руководство фирмы в спекулятивном затягивании времени и потребовал скорейшего положительного решения вопроса о сделке с Oracle.

Этот вопрос опять был поставлен в середине ноября на проходившей в Сан-Франциско конференции Oracle OpenWorld, где президент Oracle Чарльз Филипс еще раз заявил о значимости для своей компании направления Fusion Middleware (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104374), которое в дальнейшем будет усиливаться, в том числе и за счет активной политики приобретений.

В эти же дни BEA опубликовала финансовый результат очередного, третьего квартала. Общий объем продаж за три месяца по сравнению с тем же периодом годичной давности вырос на 11%, до 384,4 млн. долл. (больше, чем прогнозировали аналитики), чистая прибыль увеличилась на 59% -- до 53 млн. долл. Правда, объем продаж лицензий снизился на 1%, до 134,8 млн. долл. Генеральный директор BEA Альфред Чуанг в специальном обращении к инвесторам еще раз заявил, что оценивает компанию не менее чем в 8,2 млрд. долл. Ответной реакции потенциальных покупателей, в том числе и со стороны Oracle, пока не последовало.