Тема подготовки кадров для российской ИТ-отрасли – уже давно одна из главных в дискуссиях о перспективах ее развития. Представители компьютерного бизнеса в последние годы постоянно затрагивают ее в диалоге с государством, подчеркивая, что главным поставщиком кадров выступает высшая школа. В этой связи все настойчивее поднимаются вопросы о необходимости изменения программ подготовки студентов по ИТ-специальностям и их адаптации к требованиям времени, а также увеличения числа выпускников по этим направлениям.

Оба вопроса очень непростые, даже если априори согласиться с правильностью такой постановки задачи. Особенно первый, поскольку разработка образовательных стандартов изначально является неоднозначной проблемой, а уж тем более в условиях динамично развивающихся технологий и быстрых изменений на рынке, в том числе изменения спроса на тех или иных специалистов.

Второй вопрос, казалось бы, методически не столь сложный, и его можно условно (но именно условно!) свести к увеличению финансирования вузов со стороны государства. И всё же — чтобы подойти к его обсуждению по существу, нужно для начала выяснить, сколько же сегодня высшая школа выдает “на гора” молодых ИТ-специалистов и каковы потребности ИТ-отрасли в кадрах.

Однако, несмотря на активные дискуссии по этой теме, надо признать, что до сих пор обоснованных сведений на сей счет не было. Точнее сказать, подобная информация порой появлялась в тех или иных выступлениях представителей государства, высшей школы и бизнеса, но ее достоверность вызывала большие сомнения хотя бы потому, что сообщаемые данные часто довольно сильно разнились у разных докладчиков.

Поначалу ИТ-бизнес, в том числе в лице его ведущего представителя — Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), призывал госструктуры дать статистическую картину в сфере ИТ-кадров, но потом, поняв, что нельзя “ждать милости от природы”, решил сам инициировать изучение этой темы. И вот 9 ноября АПКИТ представила результаты двух исследований, посвященных поиску ответов на вопросы: сколько в нашей стране выпускается молодых специалистов и сколько их нужно для движения ИТ-отрасли вперед.

Сколько ИТ-специалистов выпускается?

Подробный и достаточно обоснованный ответ дан в “Анализе контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях РФ в 2006 г.”, подготовленном Интернет-университетом информационных технологий (INTUIT.ru), издательством “Открытые системы” и Лицеем информационных технологий.

Казалось бы, особых проблем с проведением такого анализа не должно быть — надо взять в соответствующем министерстве отчетность, сделать нужную выборку и представить результаты запросов в различных разрезах (с точки зрения технологий бизнес-аналитики, о достижениях которых мы слышим от представителей ИТ-бизнеса постоянно, — задача тривиальная). На самом же деле всё тут совсем не так просто (и отсутствие такого анализа от самого министерства это в целом подтверждает), так как нужно, в частности, разобраться в сложной (и постоянно меняющейся) номенклатуре вузовских специальностей и решить, какие из них и в какой степени относятся к ИТ. Достаточно сказать, что в различных документах по этим вопросам зафиксировано несколько десятков специальностей, так или иначе связанных с ИТ, охватывается более 10 тыс. понятий, фрагментированных по 11 направлениям подготовки.

Потенциальными кадрами для ИТ-отрасли были признаны студенты, обучающиеся по специальностям, для которых объем учебных курсов по ИТ насчитывает не менее 600 академических часов. Из общего списка этих специальностей был выделен основной список ИТ-специальностей (с углубленным изучением ИТ). Чтобы систематизировать исходные сведения, авторы исследования выделили шесть групп ИТ-профессий – см. табл. 1. Сводные результаты с учетом этой системы классификации представлены в табл. 2, а количество вузов, готовящих ИТ-специалистов в различных областях профессиональной деятельности, — на рисунке.

Принципиально важным является то, что в исследовании отдельно рассмотрен вопрос о подготовке специалистов в средних специальных учебных заведениях (ссузы или техникумы), где общая ситуация по ИТ-направлению характеризуется такими данными:

  • всего ссузов — 912;
  • учится на всех курсах на базе 9-х и 11-х классов — 116 тыс. и 87 тыс. соответственно;
  • платное обучение — 40%;
  • число выпускников в 2006 г. — 41 тыс.

В отчете помимо более детальной разбивки собранных данных содержатся также очень любопытные сведения о распределении учащихся по регионам страны (больше всего готовится ИТ-специалистов в Поволжье, Москва на втором месте). В то же время подчеркнем: данная работа не ставила целью изучение качества подготовки ИТ-специалистов — безусловно, это совсем другая, на порядок более сложная задача.

Тем не менее подведем итоги: в 2006 г. система высшего и среднего специального образования в общей сложности выпустили 138 тыс. специалистов (38 тыс. и 53 тыс. соответственно по основному и общему спискам вузов и 41 тыс. – в ссузах), в той или иной степени готовых к работе в ИТ-сфере.

А сколько нужно?

Поиску ответа на этот вопрос посвящено второе исследование — “ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 г. в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства”, проведенное Центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМа при участии экспертов аналитического центра REAL-IT, Московского лицея информационных технологий и фирмы “1С”.

Согласно представленным данным, в нашей стране в 2006 г. трудилось 865 тыс. человек, связанных с ИТ-деятельностью (в том числе управленцев в сфере ИТ и сотрудников вспомогательных служб). Из них 30% работали в ИТ-компаниях (разработчики и поставщики продуктов и услуг), а остальные 70% — на предприятиях других отраслей народного хозяйства (потребители/заказчики ИТ). Это составляет менее 1,2% от трудоспособного населения страны и заметно ниже, чем в развитых ИТ-странах (США — 3,8%, Великобритания и Германия — 3,4%), хотя и существенно выше, чем в Индии (0,25%), которая, как и Россия, относится к категории перспективных рынков, объединенных аббревиатурой BRIC.

Очень интересны данные по разрезам деятельности специалистов. Оказывается, со стороны заказчиков около 40% ИТ-профессионалов работают в малых компаниях, 42% — в средних, 18% — в крупных, еще 5% — фрилансеры (работа по договорам). Из тех, кто трудится в ИТ-компаниях, 25% занимаются аппаратным обеспечением, 18% — ПО, 40% -- предоставлением ИТ-услуг внутри страны, а еще 17% связаны с экспортом ИТ-услуг (включая заказную разработку ПО).

Оценка потребности ИТ-отрасли (поставщики и заказчики) в новых специалистах проводилась с помощью математических моделей. В результате авторы вычислили, что в 2007 г. всего потребуется 188 тыс. новых сотрудников, из которых 42% должно прийти в ИТ-компании, а 57% — в другие отрасли. В плане более отдаленной перспективы были рассмотрены два сценария развития российской экономики — “сырьевой” и “технологический”. Для них определено, что в 2012 г. в общей сложности потребуется по первому варианту 233 тыс. ИТ-специалистов, а по второму -- 551 тыс.

Выводы, но совсем не окончательные

На основе представленных данных эксперты, принимавшие участие в этих исследованиях, сделали вывод, который озвучил директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, являющийся одновременно членом правления АПКИТ и руководителем комитета этой ассоциации по образованию: “Одним из результатов этих исследований стало подтверждение субъективного ощущения многих специалистов высшей школы и реального бизнеса, что сегодня востребованность российской экономикой ИТ-специалистов заметно превосходит их выпуск системой профессионального образования”. Отсюда, естественно, следует вывод: необходим пересмотр соотношения численности мест в учебных заведениях по различным специальностям в соответствии с требованиями реальной экономики, а для желающих осваивать ИТ-профессии в первую очередь надо увеличить число бюджетных мест.

Тем не менее, признавая высокий авторитет экспертов, представивших очень интересные и давно востребованные данные о ситуации с кадрами на ИТ-рынке, я позволю себе не согласиться со сделанными из собранных сведений выводами. Даже не принимая во внимание вопрос о точности и достоверности полученной информации (особенно это относится ко второму исследованию), нужно сказать, что этих данных в принципе явно недостаточно для получения общей картины в сфере ИТ-кадров. Более того, есть и другие подходы к анализу данной ситуации, на основе которых можно сделать совсем иные выводы. Для этого, например, стоит задаться таким вопрос: за счет каких ресурсов удовлетворяло свои кадровые потребности в ИТ-кадрах народное хозяйство до сих пор?

Там или иначе, но проблема реформирования системы высшего и среднего образования (а по сути вопрос ставится именно таким образом) выходит за рамки сугубо внутренних отраслевых дискуссий, в том числе и с участием представителей вузов, и требует достаточно серьезного общественного обсуждения и всестороннего анализа с использованием дополнительных сведений о рынке труда. Так что не будем спешить с вынесением окончательных вердиктов.
Таблица 1. Классификация групп профессий по областям профессиональной деятельности, представленных на рынке ИТ (INTUIT.ru, 2007 г.)
Код группы Род профессиональной деятельности Примеры профессий (по аналогии с общероссийским классификатором занятий)
ФМ Разработка и применение Формальных Методов информатики (включая разработку ПО)Системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системному ПО
ФМ Разработка и применение Формальных Методов информатики (включая разработку ПО)Системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системному ПО
МЭ Разработка и применение средств МикроЭлектроники, а также устройств и комплексов на их основе Разработчик средств микроэлектроники, разработчик цифровых устройств и комплексов, инженер по тестированию электронной техники, специалист по эксплуатации электронной техники
Разработка и применение Коммуникационных Средств, а также комплексов и систем, на их основе Разработчик коммуникационных средств, разработчик коммуникационных комплексов и систем, специалист по эксплуатации коммуникационных средств
САУ Разработка и эксплуатация Систем Автоматизации и Управления объектами (АСУ ТП и др.) Системный аналитик, архитектор САУ, разработчик САУ, инженер по тестированию и эксплуатации САУ
ПРИС Разработка и эксплуатация Прикладных Информационных Систем различного назначения (за исключением САУ и КИС)Системный аналитик, архитектор ПРИС, разработчик ПРИС, инженер по тестированию и эксплуатации ПРИС (по отраслям)
КИС Разработка и эксплуатация Корпоративных Информационных Систем Архитектор баз данных, аналитик, системный администратор, менеджер проектов, специалист по тестированию и эксплуатации КИС

Таблица 2. Общие результаты исследования по вузам (INTUIT.ru, 2007 г.)
Показатель Основной список Общий список
2006 2005 2006 2005
Всего специальностей 43 43 112 113
Вузов (включая филиалы)513526547 554
Учится на всех курсах (тыс. человек) 223223292278
Платное обучение (примерно)1/31/3
Абитуриентов 2006 г., тыс 144 141186175
Поступило, тыс.5253 7068
Конкурс, человек на место 2,76 2,652,672,59
Выпускники 2006 г., тыс.
всего 3835 53 48
бакалавров 1110 2220
магистров 3,32,85,34,7
специалистов 24 222522