Поверите ли вы, что египетский фараон, вавилонский царь или древнеримский император обращались к коллегии жрецов, купцов или римских сенаторов с призывом создать инновационную экономику? Думаю, что не поверите, и правильно, ничего подобного никогда не было, но с таким призывом и к современным предпринимателям, финансистам, законодателям или политическим деятелям не обращались ни президент США, ни премьер-министр Англии, ни канцлер Германии. И не потому, что это не важно, а потому, что проблемы инновационной экономики, как и многие другие экономические проблемы, западный капитализм решает самостоятельно уже многие десятилетия и даже столетия. Напротив, российские государственные руководители самого высокого ранга постоянно говорят о необходимости развивать инновационную экономику. Это, между прочим, совсем не этническая особенность нашего населения и не попытка предвыборного пиара. Основания для озабоченности у руководителей, да и всех сколько-нибудь проницательных людей в России, есть, и достаточно серьезные. Но что это за штука, инновационная экономика?

Инновации в сфере производства, управления и организации общества — специфическая черта человека. Даже в древности, хотя и с гигантскими интервалами в десятки, сотни, а иногда и миллионы лет, инновации имели место. И каждый раз при этом повышалась способность человека приспосабливаться к новым условиям и выживать в резко меняющейся ситуации, увеличивалась производительность его труда. Инновациями можно считать изобретение каменных инструментов с двумя лезвиями вместо одного, появление орудий из полированного камня, а затем металлических орудий и инструментов, использование огня для обогрева жилища, приготовления пищи, выплавки металлов, создания гончарных изделий и т. д. По мере развития общества интервалы между появлением все новых, более совершенных инструментов, средств производства сокращались. В XIX веке научные открытия и практически полезные изобретения стали “размножаться” почти лавинообразно. Телеграф, фотоаппарат, телефон, двигатель внутреннего сгорания, новые конструкционные материалы, автомобиль, аэроплан, паровоз, пароход и десятки других технических и научных изобретений и открытий (например, рентгеновские лучи, используемые сейчас и в медицине, и в технике) резко изменили облик планеты, образ и качество жизни жителей экономически развитых стран.

Так почему же вопрос об инновационной экономике так остро встает в России именно сейчас?

Современные инновации радикально отличаются от таковых в прошлом не только грандиозным количественным ростом, но прежде всего тем, что наиболее важные инновации, определяющие благосостояние, здоровье нации, обороноспособность, финансовое могущество государства, зависят от развития науки и информационных технологий. Йозев Шумпетер, изложивший основы теории инновационной экономики еще в первой четверти прошлого века, писал, что инновации – это творческое разрушение. Эффектно сказано, но при этом упущено главное. Инновации — это прежде всего творческое созидание качественно новых технологий и систем управления, изделий и услуг. При этом все они опираются не на талант, изобретательность или мастерство одиночки, не владеющего научными знаниями, а на достижения и открытия многомиллионной армии ученых, исследователей, использующих в своей работе самое совершенное экспериментальное оборудование и мощную вычислительную и телекоммуникационную технику. В самом деле, такие “открытия” XX века, как создание атомного оружия, атомных электростанций, баллистических ракет, космических спутников, принципиально новых лекарственных препаратов, были бы невозможны, если бы они не опирались на достижения фундаментальной, прикладной и экспериментальной науки.

Превращение научных знаний в материальные процессы и явления требует скоростной обработки таких гигантских массивов информации и знаний, что без современных информационно-технологических систем, телекоммуникационных сетей, охватывающих весь мир, воспользоваться этими знаниями было бы просто невозможно. В системе передачи, хранения, преобразования информации и знаний человечество за свою историю совершило несколько революций. Первая — это создание живого разговорного языка. Вторая — изобретение письменности. Третья — книгопечатание. Четвертая — изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). И наконец, пятая, которая продолжается и в наши дни, связана с появлением быстродействующей вычислительной техники и коммуникативных сетей (Интернета). Пятая революция позволяет радикально модернизировать процессы передачи научной, бытовой, политической, финансовой информации, открыть доступ к образованию десяткам и сотням миллионов людей и тем самым приблизить нас к созданию принципиально нового общества, которое часто называют информационным, но вернее было бы его назвать обществом высоких технологий.

Особенно интенсивно инновационные процессы поддерживаются ведущими государствами мира в сфере вооружений. Будем надеяться, что глобальной ракетно-атомной войны никогда не будет, но локальные войны, террористические акты, различного рода диверсии не затихают в нашем непростом мире практически ни на минуту. В этих войнах всё чаще применяется сверхточное оружие, для их ведения создается новая военная робототехника, основанная на передовых достижениях науки, механики, электротехники, психологии, прикладной математики.

Чтобы избежать разночтений, я укажу простые критерии, которые позволят выделить высокие технологии из океана других технологических процессов.

  1. Высокие технологии и получаемые с их помощью наукоемкие товары и услуги требуют для своего создания и реализации больших затрат на научные исследования и разработки. В среднем они составляют от 15 до 50% всех издержек.
  2. Высокие технологии и наукоемкие продукты должны отвечать самым строгим стандартам. Это требует, в свою очередь, высокой автоматизации производства, а также просчета всевозможных социальных, экологических и экономических последствий реализации современных технологий. Следует учесть, что многие научные разработки осуществляются сейчас в так называемой виртуальной форме. Например, синтез искусственных антиглаукомных лекарственных молекул с помощью суперкомпьютеров был осуществлен в пять раз быстрее и обошелся в 18 раз дешевле, чем такой же синтез, выполнявшийся с помощью традиционной экспериментальной технологии.

Создание инновационной продукции крайне выгодно для наиболее развитых государств. В США налоговые поступления от внедрения инновационных наукоемких продуктов и услуг составляют примерно 90%, в странах Западной Европы — почти 70%, в Японии – 100%. На высокие технологии и наукоемкие инновационные продукты приходится около 95% экспорта США. Разработка таких продуктов требует значительных затрат и связана с большими рисками. Поэтому естественно, что государство оказывает частным и корпоративным изготовителям поддержку, финансируя значительный объем научных исследований, предоставляя льготы, в том числе налоговые, а также через военные заказы, которые реализуются как большими, так и малыми фирмами, стимулируя создание новых видов продукции.

Попытаемся теперь ответить на вопрос, станет ли наша экономика инновационной в современном смысле слова. В России риск инвестирования средств в инновационные продукты из-за коррупции, бюрократизма, рыхлого законодательства, неисполнения действующих законов очень велик. Можно было бы сказать, что огромные сырьевые, особенно энергетические, ресурсы позволяют нашей стране не очень беспокоиться об инновационной экономике, но это глубокое заблуждение. Во-первых, большинство сырьевых ресурсов невосполнимо. Во-вторых, передовые быстроразвивающиеся страны мира стремятся с помощью высоких и инновационных технологий создать альтернативные источники энергии. И поэтому “труба”, на которой сейчас покоится наша экономика, со временем перестанет быть надежной кормилицей страны. К тому же в эксплуатации природных ресурсов задействована ограниченная часть населения, а это значит, что нет стимула для решения наших демографических проблем, поэтому мощная государственная поддержка инновационной экономики в России важнее, чем в любой другой стране.

Опыта широкомасштабной массовой инновационной деятельности у нас меньше, чем в развитых странах. Мы слишком долго догоняли и ликвидировали свое отставание в промышленности, сфере услуг, системах управления и образования. Для того чтобы стать современным, привлекательным и удобным для проживания обществом, нам необходимо выработать новую, общегосударственную стратегию, стержнем которой будет быстрое наращивание научного потенциала, внедрение информационных, телекоммуникационных технологий во все сферы производства и государственного управления, законодательная поддержка инновационного бизнеса. Без выполнения этих условий частные и корпоративные инвесторы не будут рисковать своими средствами, и тогда ответ на вопрос: быть или не быть инновационной экономике в нашей стране, будет отрицательным. А целевые программы развития науки и технологии, а также национальные проекты окажутся мифами, которых в нашей истории было уже немало.

С автором, экс-советником Президента РФ по научно-технологической политике и информатизации, заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАЕН, главным научным сотрудником ИНИОН РАН, можно связаться по адресу:dvesti7@yandex.ru.