С прошлого года Microsoft проводит ежегодные конференции, посвященные ее деловым решениям( семейству ПО Dynamics), не только в США, но и в Европе, что, несомненно, свидетельствует о повышении значимости Старого Света для корпорации и как рынка сбыта, и как важного инновационного центра развития данных продуктов. В этом плане весьма символично, что Convergence Euro 2007 прошла в Копенгагене (23--25 октября). Ведь именно в Дании находятся исторические корни двух ключевых ERP-продуктов Microsoft (AX и NAV), а сегодня здесь размещается один из крупнейших центров разработки бизнес-решений корпорации.

При всем разнообразии обсуждавшихся на этом форуме тем и весьма насыщенной повестке дня наибольший интерес собравшиеся проявили к вопросам общей стратегии вендора. Это особенно актуально для направления бизнес-решений, появившегося у Microsoft относительно недавно в результате ряда приобретений, после которых стало ясно, что даже такой крупной компании очень непросто найти правильный вектор работы в этой области, согласованный с общей политикой ее развития (см., например, PC Week/RE, № 12/2006, PC Week/RE, № 13/2006).

На конференции в Копенгагене дорожную карту продуктов MS Dynamics представил корпоративный вице-президент Кирилл Татаринов, возглавивший подразделение Microsoft Business Solutions летом нынешнего года*. Детали планов работы корпорации, в том числе в нашей стране, нам удалось уточнить в личной беседе перед самым закрытием конференции.

PC Week: Направление Microsoft Business Solutions (MBS), которое последние два года носит название MS Dynamics, появилось в составе корпорации Microsoft пять-шесть лет назад. Как бы вы охарактеризовали пройденный с того момента путь? Можно ли говорить сегодня, что компания уже четко определилась со стратегией развития в этом направлении?

Кирилл Татаринов: Да, подразделение MBS появилось у нас в 2001 г. после покупки американской компании Great Plains, а на европейском рынке, в том числе и в России, мы начали работать через год в результате приобретения Navision. Время летит очень быстро: минуло всего несколько лет, а кажется, что прошли десятилетия… Действительно, интеграция принципиально нового для Microsoft направления в общий бизнес корпорации проходила непросто. Мы искали правильное его позиционирование как в технологическом аспекте, так и в плане определения бизнес-модели его продвижения, изучали рынок, оценивали свои возможности работы на нем. Это было нелегко, так как речь шла не только о формировании нового автономного софтверного подразделения, но и о том, что деловые продукты должны стать тесно интегрированной частью программной платформы корпорации в целом.

Но уже в 2005 г. стратегия работы в направлении бизнес-решений, которое тогда получило новое название Dynamics, была достаточно четко сформулирована. И сегодня мы можем уже говорить о ходе ее реализации, разумеется, с различными вариантами уточнений.

Что касается практических результатов, то, по единодушному мнению экспертов, мы держим третье место в мире среди поставщиков ERP, а в сегменте малого и среднего бизнеса являемся лидерами. Именно это, в частности, подтверждается в недавно опубликованном исследовании компании Forrester, в котором помимо констатации наших ведущих позиций в SMB говорится о том, что у нас есть хороший потенциал для успеха на рынке крупных корпоративных клиентов.

PC Week: Тем не менее еще два года назад Microsoft говорила о поэтапной интеграции своих ERP-продуктов на единой технологической платформе. Но сейчас, похоже, она держит курс на самостоятельное развитие унаследованных решений. Что вы можете сказать по этому поводу?

К. Т.: Тут вы, если и правы, но только отчасти. Идея технологической интеграции привлекательна. Но дело в том, что длительность и сама структура жизненного цикла бизнес-приложений совсем иные, чем в случае обычных прикладных программ и даже инфраструктурного ПО. Многие ли компании сегодня работают с такими отличными для своего времени продуктами, как Word 6.0 или Windows 98? А бизнес-приложения 90-х и даже 80-х годов применяются до сих пор, причем порой они относятся к категории критически важных для бизнеса.

Интеграция наших ERP-продуктов идет, но сугубо эволюционным путем, таким образом, чтобы она не становилась препятствием для деятельности наших заказчиков. А для них гораздо более важными являются вопросы поддержки и развития используемых ими продуктов. Именно поэтому главным событием на этой конференции стал, на мой взгляд, даже не анонс новых продуктов, а объявление о нашей инициативе Business Ready Customer Care for Microsoft Dynamics, предусматривающей существенное расширение гарантий по поддержке наших бизнес-решений. Помимо пятилетнего срока основной поддержки Mainstream Support мы в течение еще пяти лет обязуемся предоставлять поддержку в варианте Extended Support, но и после этого будем помогать заказчикам эксплуатировать наше ПО в режиме “самоподдержки”.

Таким образом, наши нынешние и будущие заказчики могут быть уверены: их инвестиции в бизнес-решения Microsoft будут надежно защищены даже в случае возможных изменений технологического курса развития продуктов корпорации.

PC Week: А каковы ваши планы относительно развития ERP-продуктов, в том числе их интеграции?

К. Т.: Интеграция идет, причем сразу в нескольких направлениях. Практически уже закончена унификация пользовательского интерфейса — поверьте, задача совсем не из простых. Речь тут о единообразии не только ERP-решений между собой, но и с платформой Microsoft в целом. Мы хотим, чтобы знакомый с MS Office пользователь мог легко научиться работать с Dynamics GP или AX.

Большая, хотя внешне и не очень заметная работа ведется по созданию общих внутренних программных компонентов на базе .NET Framework с использованием Visual Studio. Всё шире используется интеграция на уровне приложений, как пользовательских (скажем, Word и Excel), так и инфраструктурных (например, SharePoint Server и BizTalk Server). И конечно же — совместная работа со средствами бизнес-аналитики, в частности с недавно выпущенным PerformancePoint Server.

Важное направление развития наших ERP-решений — это их интеграция с продуктами управления ИТ, семейством System Center. Здесь есть два аспекта. Первый — управление ИТ-активами, задача, непосредственно связанная с использованием учетных систем предприятия. Второй -- ERP-системы, являющиеся инфраструктурными компонентами, которыми нужно управлять с точки зрения корпоративной информационной системы в целом. В новые версии продуктов Dynamics будут изначально заложены базовые модели управления ими, которые применяются нами в рамках концепции Dynamic Systems Initiative.

PC Week: А с идеей реализации единой технологической платформы для всех ваших ERP-продуктов вы распрощались?

К. Т.: Совсем нет, просто мы движемся в этом направлении эволюционным путем. Тут важно то, что партнерам, да и заказчикам, наши решения доступны и в виде средств для создания их собственных решений. В нашем каталоге представлено почти 2000 прикладных систем, написанных партнерами на Dynamics.

Но тут я бы отметил другой аспект этого вопроса. Конечно, создание общей технологической платформы для разработки прикладных решений — очень заманчивая идея. Однако всё же это не цель, а средство. Более того, оно важно в первую очередь для самой Microsoft как разработчика, поскольку даже партнеры не так часто имеют дело с задачами глубокой модернизации разных прикладных решений.

Обратите внимание, как за последние годы изменилось само понятие “платформа”. Если еще недавно тут имелась в виду в первую очередь некая единая среда разработки и исполнения на уровне программных объектов и классов, то сегодня речь идет уже о законченных автономных сервисах. То, что называется сервисно-ориентированной архитектурой, SOA. Разработчику композитных приложений, не говоря уже о конечном пользователе, нет дела до того, на базе какой конкретной технологии реализован тот или иной сервис, главное, чтобы он имел стандартный внешний программный интерфейс, например в виде Web-сервиса.

Реализацию этих идей мы уже представили в выпущенном нынешним летом Dynamics GP 10, и они получат развитие во всех наших продуктах. Поэтому, если говорить о технологическом развитии наших ERP-систем, то тут можно сказать — это движение в сторону SOA и более широкого применения бизнес-модели “софт как сервис” и “софт плюс сервис”.

PC Week: Но все же развитие продуктов в плане функционала также имеет значение. Что вы можете сказать об этом?

К. Т.: Модернизация идет постоянно, наши планы подразумевают, что выпуск новых версий ключевых продуктов семейства Dynamics — AX, CRM, GP, NAV, SL — будет проходить с регулярностью в один-полтора года. Совсем недавно мы объявили о выпуске нового решения Microsoft Dynamics Entrepreneur, предназначенного для малых предприятий, имеющих всего несколько пользователей и нуждающихся в коробочном продукте, который можно установить и настроить даже самостоятельно. До конца текущего года выйдет решение Dynamics CRM 4.0, которое раньше было известно под кодовым названием Titan.

PC Week: В развитии Dynamics NAV в последнее время наблюдаются какие-то задержки, переносы сроков выпуска. С чем это связано?

K. T.: Dynamics NAV является для нас стратегически важным продуктом. Проблема с ним заключается в том, что он ориентирован на очень сложный сегмент более низкого ценового диапазона. Прошедшей весной мы выпустили Dynamics NAV 5.0, но не успели реализовать в этой версии все задуманные для нее новшества. Мы решили осуществить их в варианте 5.1, который хотели представить в конце этого года. Но в ходе работы поняли, что в нем используется слишком много архитектурных новшеств, требующих также и дополнительного функционального насыщения.

В результате было принято решение о том, что речь уже будет идти о смене основной версии продукта, который теперь получил название NAV 6.0 и выйдет в 2008 г. Кстати, Microsoft Dynamics Entrepreneur реализован как раз на базе ядра продукта NAV.

PC Week: Означает ли “коробочный статус” Dynamics Entrepreneur, что роль партнера сведется лишь к продаже этого продукта, а оказанием консультационных услуг он заниматься не будет?

К. Т.: Я не думаю, что такое случится. Ведь заказчиком будет малое предприятие, у которого скорее всего нет своего собственного ИТ-отдела. Другое дело, что может существенно расшириться спектр партнеров, способных внедрять такое ПО. Я бы тут провел параллель с нашим инфраструктурным решением Small Business Server: думаю, что компаниям, продвигающим SBS, вполне по силам освоить и Entrepreneur.

PC Week: С ситуацией в мировом масштабе понятно. Теперь хотелось бы узнать о планах работы Microsoft в России. Например, будет ли расширяться спектр представленных здесь продуктов?

К. Т.: Бизнес направления Dynamics в России растет существенно быстрее, чем в мире, а значит, внимание к этому рынку со стороны корпорации будет повышаться. Мы знаем, что здесь у нас есть очень сильные конкуренты в лице не только глобальных поставщиков, но и локальных разработчиков. Надо сказать, что такая ситуация встречается почти во всех странах, она очень характерна для сегмента малых и средних предприятий. Она является для нас естественной, и мы готовы работать в этих условиях.

В России представлены три наших продукта — AX, NAV и CRM, и мы пока не собираемся расширять этот список, так как считаем, что они достаточно хорошо покрывают требования наших заказчиков. В то же время мы намерены увеличить наши инвестиции в развитие направления Dynamics в этом регионе.

PC Week: А появится ли здесь Entrepreneur?

К. Т.: Со временем — да, обязательно, но сначала мы должны его “обкатать” на более устоявшихся рынках Западной Европы. Дело в том, что российские заказчики во многом в силу того, что их бизнес находится еще в стадии формирования, нуждаются в продуктах с более высоким уровнем настроек и возможностей адаптации под их специфику работы.

PC Week: Не рассматриваете ли вы вариант введения специальных цен на свои ERP-продукты для ускорения их внедрения на российском рынке?

К. Т.: Времена особой ценовой политики для России уже давно прошли: страна является частью мирового рынка и на нее распространяется наша глобальная ценовая система. Я не слышал ни от партнеров, ни от заказчиков, что цена является каким-то существенным препятствием для продвижения продуктов Microsoft на этом рынке.

PC Week: Что вы можете сказать об использовании моделей хостинга и “софт как сервис” применительно к вашим продуктам Dynamics?

К. Т.: Прежде всего я должен отметить, что услуги хостинга будут предлагаться и самой Microsoft, и ее партнерами. Но основной акцент будет сделан именно на партнеров, особенно на глобальном уровне. Корпорация будет, скорее всего, выступать в роли первопроходца, демонстрирующего возможности новых моделей собственным примером. Так, со следующего года мы начнем представлять хостинг-услуги для CRM, но они будут доступны только в США, во всем остальном мире этим будут заниматься исключительно наши партнеры.

Что касается поддержки этого направления, то мы как раз сейчас объявили о снижении на 40% стоимости подписки на новую версию CRM 4.0 для партнеров, которые будут предлагать это решение заказчикам как сервис.

PC Week: Если вернуться к России: на какое конкурентное преимущество своих ERP-продуктов вы будете делать акцент в борьбе с соперниками, как глобальными, так и локальными?

К. Т.: Первый, наиболее общий момент: мы делаем упор на интеграцию наших продуктов со всей программной платформой Microsoft в целом. Это снижает совокупные затраты на внедрение и сопровождение систем в целом, обеспечивает более эффективное использование уже сделанных инвестиций в ИТ, упрощает освоение прикладных решений конечными пользователями.

Если же говорить о специфических задачах ERP, то тут важным моментом является общий процесс глобализации бизнеса. Западные компании все шире начинают работать в России, а российские — во всем мире. И тем, и другим нужны системы, способные обеспечивать поддержку их бизнеса в любых регионах планеты.

PC Week: И всё же, если вернуться к началу нашей беседы: как бы вы охарактеризовали текущее позиционирование Microsoft на рынке средств управления бизнесом?

К. Т.: Тут мы уже совсем не новички, но смею вас уверить: работа в данном направлении только еще начинается. Мы пришли на этот рынок всерьез и надолго.

PC Week: Спасибо за беседу.

*Ранее Кирилл Татаринов руководил подразделением средств управления ИТ-инфраструктурой Systems Center и в этом качестве не раз бывал с деловыми визитами в Москве (см. PC Week/RE, № 2/2007).