Судя по предварительным данным, обнародованным на прошедшем в конце октября в Москве Индустриальном форуме SAP, пятнадцатый год работы этой корпорации на ERP-рынке стран СНГ стал одним из самых успешных. Как заявил в своем докладе президент SAP AG Лео Апотекер, этот регион по итогам III квартала 2007 г. вышел на третье место в мире по объемам продаж лицензий. Более того, как пояснил затем глава московского офиса SAP Йован Марьянович, такой высокий результат не связан с какими-либо новыми крупными проектами: более 50% доходов получено от клиентов из сектора СМБ.

Много новых контрактов заключено с предприятиями розничной торговли (“ЦентрОбувь”, “Бахетеле”, “Римекс”, “Радуга”, Carlo Pazolini, “ГК Виктория”) и c компаниями по производству товаров народного потребления (“Парламент Групп”, “Кампомос”, “Группа Сармат”, “Куриное царство”, “Нефтис косметикс”). Первым региональным клиентом в госсекторе стало Министерство финансов Пермского края. Впрочем, прогнозируемый из года в год руководством SAP CIS всплеск интереса к ERP-системе SAP со стороны органов государственного управления не наблюдался и в 2007 г. Как считает Йован Марьянович, если рассматривать госсектор более широко, включив в него любые предприятия, находящиеся под полным контролем государства, то в ближайшие годы следует ожидать высокого спроса со стороны крупных концернов, образуемых в рамках так называемого “плана Путина”, предусматривающего концентрацию ресурсов в таких отраслях, как авиастроение, судостроение и оборонная промышленность.

Не следует только забывать, что в большинстве объединяемых при этом компаний уже эксплуатируются ERP-системы самых разных вендоров, а следовательно, более актуальной задачей для таких госконцернов вполне может стать не внедрение новых решений, а интеграция уже имеющихся. Здесь у SAP есть свои козыри в виде интеграционной платформы NetWeaver, но ей придется конкурировать с очень мощными аналогичными платформами от BEA Systems, IBM, Oracle и Tibco. Очевидное преимущество SAP имеет в тех ситуациях, когда системы управления интегрируемых компаний базируются на ее продуктах: в этом случае за NetWeaver платить вообще не придется. Тем не менее, как сообщила заместитель директора SAP CIS по развитию бизнеса Юлия Кудрявцева, в 2007 г. заметно вырос спрос на платформу NetWeaver и отдельные ее компоненты: соответствующие контракты подписаны с 83 заказчиками. Особенно высоким спросом пользуются подсистемы бизнес-анализа и управления мастер-данными. Один из крупнейших проектов по интеграции приложений завершается сейчас в “Евросети”, где с помощью SAP NetWeaver XI ежедневно в корпоративной системе консолидируются данные из локальных приложений, функционирующих в 4700 магазинах ее торговой сети.

Впрочем, большая часть клиентов эксплуатирует продукты SAP и развивает свои системы корпоративного управления уже не один год. К примеру, Чепецкий механический завод, производящий компоненты ядерного топлива и входящий в холдинг ТВЭЛ, делает это начиная с 1999 г. и, постоянно наращивая функциональность своей КИС, довел к настоящему времени число активных пользователей SAP R/3 до 1550. При этом, как сообщил заместитель генерального директора этого предприятия Олег Дедов, расходы на ИТ не превышают 1% годового бюджета. Доклады, представленные клиентами, накопившими большой опыт во внедрении и эксплуатации систем SAP, пользовались повышенным интересом аудитории. На нынешнем Индустриальном форуме в отличие от прошлогоднего количество секций было существенно сокращено за счет объединения в каждой из них нескольких отраслей, имевших год назад собственные площадки для обсуждения. В секции “Непрерывное производство” оказались представлены нефтяная, газовая, химическая, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, в “Финансовых услугах” — банки, страховые и инвестиционные компании, в “Производстве и транспорте” — машиностроение, оборонная промышленность, строительство, транспорт и логистика, в “Сервисных отраслях” — энергетика, ЖКХ, телекоммуникации и СМИ, в “Торговле и ТНП” — ритейл, производство и дистрибуция товаров народного потребления.

Еще одна секция — “Экспертная” — была посвящена техническим вопросам консалтинга, внедрения и практического применения ряда полезных функций ERP-системы SAP. Проблема выбора нужного решения из всей линейки продуктов SAP на данной конференции была обойдена вниманием, хотя если исходить из выступления Лео Апотекера, то она в скором будущем станет достаточно актуальной. Недавний выпуск продукта SAP Business ByDesign, предоставляемого клиентам в виде услуги в режиме удаленного доступа (модель Software as a Service), потребовал пересмотра целевых групп для всей карты рекомендуемых решений. Итак, сегодня крупным предприятиям (более 2500 сотрудников) предназначается флагманский пакет SAP Business Suite, средним (500--2500 человек) — его преднастроенные отраслевые конфигурации All-in-One, средним компаниям, начинающим новый бизнес (100--500 штатных работников), — подписка на услугу Business ByDesign и наконец самым маленьким (5--100 сотрудников) — SAP Business One.

Очевидно, что ряд вопросов потребует дальнейшего разъяснения: к примеру, можно ли будет без особых потерь перейти с Business One на Business ByDesign, если малое предприятие начнет быстро развиваться и перейдет в более высокую “весовую категорию”. Ведь, как известно, кодовая база у этих двух продуктов совершенно разная, а Business ByDesign к тому же является первым продуктом SAP, создававшимся на базе ее корпоративной сервисно-ориентированной архитектуры. Аналогичная проблема возникнет и в случае перехода с Business ByDesign на SAP Business Suite. Пока что обе указанные проблемы носят для России скорее теоретический характер, поскольку ERP-функциональность как услуга предоставляется лишь в пяти странах, но, как пообещал г-н Апотекер, уже во второй половине 2008 г. сервис на основе SAP Business ByDesign появится и в регионе СНГ.

Существенные изменения претерпевает партнерский канал продаж, объем реализации через который вырос за год в 10 раз (впрочем, абсолютные цифры названы не были). Факт этот интересен еще и тем, что именно в прошлом году руководство SAP CIS решило отказаться от жесткой политики прямых продаж лицензий. Право на подобные операции получили, в частности, поставщики отраслевых решений SAP All-in-One. Среди них лидерами по продажам стали представительства крупных международных партнеров SAP — CIBER Novasoft (система NovaRetail для розничной торговли) и IDS Scheer (решение ARIS SmartPath for Wholesales and Distribution для управления продажами с использованием мобильного клиента SAP CRM и ARIS SmartPath for Beverage для документального сопровождения алкогольной продукции и интеграции с системой ЕГАИС). Кроме того, в начале нынешнего года была инициирована новая программа SAP PartnerEdge, которая, по словам Йована Марьяновича, позволит некоторым партнерам осуществлять продажи лицензий, не предоставляя дополнительных консалтинговых или внедренческих услуг. К программе уже присоединились 44 компании, из них 16 — новые партнеры SAP CIS, занимающиеся только продажами. Судя по тому, что за первые успехи на этом поприще отмечены екатеринбургский “АБ Консалт” и пермский Skyonics, цель программы — более активная работа в регионах через фирмы, хорошо знающие местный рынок и умеющие найти подход к каждому конкретному заказчику.