Несмотря на всю привлекательность альтернативных пакетов, корпорациям нелегко обосновать переход на них

“Только я подумал, что вырвался, как они снова втянули меня назад”, —- так говорит Майкл Корлеоне о своей семье в третьей части “Крестного отца”. Сравнивать Microsoft с мафией — это конечно же перебор, однако желание вырваться из цепких объятий корпорации кое у кого уже появляется. Примером тому может служить фирма FN Manufacturing, которая попыталась было порвать с зависимостью от Microsoft Office, но была вынуждена в конце концов вернуться на круги своя.

В 2004 г. ее вице-президент по информационным сервисам Эд Бенинкейса задумался о том, каковы могут быть альтернативы этому пакету офисных приложений. Прежде всего вместе со специалистами из eWeek Labs он тщательно сравнил Office 2003 и OpenOffice.org 1.1.1, взглянув на обе разработки с точки зрения пользователя. Главным для него было понять, насколько тот и другой пакеты соответствует потребностям организации. После этого сотрудники из отдела Бенинкейсы сопоставили пакет ThinkFree с OpenOffice.org 2.0, а также проверили, как ведет себя Linux на настольных системах.

У альтернатив Office нашлось множество очень привлекательных качеств, однако ни одна из них, как оказалось, не соответствует ключевому требованию — совместимости файловых форматов. “Мы сделали всё возможное, чтобы отказаться от продукции Microsoft в офисе FN, — вспоминает Бенинкейса. — И все же были вынуждены закрыть эту инициативу. Как ни хороши другие приложения, но если они не совместимы с документами MS Office, не умеют считывать формат Microsoft и записывать документы в нем, то о полном переходе на них нечего и думать. Слишком уж часто возникали проблемы с форматированием страниц, вставкой изображений, да и преобразование документов происходило с ошибками”. В результате Бенинкейса вместе со своими сотрудниками установил на рабочих компьютерах Office 2003, а сейчас рассматривает возможность их перевода в следующем году на Office 2007.

То, что при выборе офисных приложений учитывается их стоимость, никого не удивляет. Удивление может возникнуть, когда слышишь от ИТ-менеджеров, что их беспокоит цена перехода на “бесплатные” решения. “Я не знаю ни одного средства, которое помогало бы решить эту проблему, — говорит, в частности, Сэм Инкс, ИТ-директор фирмы Aerojet-General. — Дело ведь не только в расходах на развертывание новинки, но и в том, как подобный переход скажется на связи с клиентами и производителями, и это может оказаться гораздо важнее ”. А другой менеджер ИТ, попросивший не называть его имени, отметил, что Microsoft назначает крупным организациям такую цену на Office, что альтернативные продукты при всей их низкой начальной стоимости выглядят не так уж и соблазнительно.

Уже после того, как Бенинкейса занялся анализом офисных пакетов, на сцене появилась еще одна новинка: Google представила рассчитанный на корпоративных пользователей пакет приложений Google Apps Premiere Edition (GAPE). Дебют компании в этой сфере оказался весьма удачным: новое предложение довольно быстро начало привлекать интерес и обзаводиться поддержкой. Самая свежая новость поступила 10 сентября от фирмы Capgemini, которая заключила с Google партнерское соглашение о техническом сопровождении GAPE в крупных организациях.

Но и GAPE преследует та же беда -- проблемы совместимости. К тому же для многих компаний выбор в пользу Web-приложений может оказаться весьма рискованным. “Нас очень беспокоят вопросы безопасности, — поясняет, скажем, Кейт Картер, исполнительный директор по глобальным операциям фирмы Estée Lauder. — Если бы Google разместила оборудование в частной сети, уже стало бы легче”. Многие ИТ-менеджеры в интервью для eWeek высказывали также озабоченность риском простоев, которые свойственны интернет-приложениям.

Но это вовсе не значит, что Бенинкейса и его коллеги больше не надеются вырваться из цепких объятий Microsoft. “Мы внимательно следим за ходом разработки открытого стандарта документов и еще вернемся к вопросу поиска альтернатив”, — уверен сам Бенинкейса.

Впрочем, во многих случаях инициатива по переходу на другие приложения исходит снизу. Островки этих приложений уже существуют в организациях, где основу составляет MS Office, например в колледже Miami Dade. Вот что говорит по этому поводу руководитель информационной службы колледжа Карл Херлеман: “У нас используется в основном Microsoft Office, но кое-кто пытается работать и с альтернативными приложениями. Мы активно присматриваемся к предложению Google, серьезно воспринимаем другие офисные пакеты, однако ни формальных планов, ни графика перехода на них у нас нет”.

В поисках альтернатив организации, как правило, обращают внимание не только на совместимость файловых форматов, но и на сравнимость функциональности. “Вот только, — задается вопросом Инкс из Aerojet, — если новый пакет обеспечивает и то и другое, а по цене корпоративной лицензии не слишком-то отличается от уже развернутого, то в чем его преимущество?”

“Это сродни уловке-22 для тех, кто пытается создать лучшую мышеловку, — сокрушается он. — Если новый пакет делает то же, что и Office, то зачем переходить на него? А если нет — тем более...”