GPS-навигаторы приобретают все большую популярность на мировом рынке. Причем если раньше основные объемы продаж приходились на носимые устройства для туристов и специальных служб во всепогодном исполнении, то теперь на первый план выходят новые классы аппаратуры — автонавигаторы для легковых автомобилей, смартфоны и коммуникаторы с GPS-модулями. Однако последние, по данным Canalyst, составляют всего 6% в общем объеме поставок навигаторов, на рынок специализированных портативных навигационных устройств (PND — personal navigation device) смогут повлиять только в будущем, в то время как сегмент автонавигаторов развивается уже сейчас.

В России активный рост данного рынка начался пару лет назад. По оценкам аналитиков, по итогам 2005 г. выручка продавцов навигаторов составила 8 млн. долл., а по итогам 2006-го — уже 50 млн. (в штучном выражении объем рынка в 2006 г. оценивается примерно в 30 тыс. устройств). Наибольшее распространение здесь получили портативные и автомобильные GPS-навигаторы, доля которых в общих продажах доходит до 80%, и в ближайшие годы, очевидно, именно этот сектор будет развиваться бурными темпами. В 2007-м аналитики ожидают троекратного роста продаж по сравнению с предыдущим годом — до 90 тыс. экземпляров.

Вместе с тем очевидно, что рынок мобильных GPS-навигаторов в России переживает период становления (для сравнения: только во II квартале 2007 г. в мире было продано 7,4 млн. таких устройств) и как любому рынку в начальной стадии развития ему свойственны определенные проблемы. Какие из них уже практически решены и какие еще предстоит решить?

Основные факторы роста рынка — увеличение точности GPS-навигаторов и снижение цен. Как известно, с 1 января 2007 г. Министерство обороны РФ сняло ограничение в 30 м на точность определения координат на территории страны и дало “добро” на использование высокоточных электронных карт. Вероятно, это послужило сигналом для вендоров, и спустя всего полгода на рынке появились разработки компаний Samsung, Pioneer, Blaupunkt, Voxtel, Daewoo, дополнившие предложение признанных лидеров данного сегмента — Garmin, TomTom и Mio. С расширением спектра игроков и предлагаемых моделей снижается величина “входного билета” для пользователей: модель начального уровня с цветным дисплеем и набором карт столичного региона сегодня стоит от 6000 руб.

Автомобильные GPS-приемники помогают пользователю оценить, правильно ли работает спидометр, определить свое местоположение по карте, выбрать наиболее оптимальный путь движения к конечной точке маршрута.

Добавляет популярности GPS-навигаторам и полноценная локализация как меню, так и навигационных карт, используемых в приборе. За предыдущие годы в торговых сетях мне встречались разные модели этих устройств, но только за последние пять-шесть месяцев удалось обнаружить, что абсолютно все навигаторы, выставленные на витринах, корректно понимают адрес, введенный на русском языке. “Заговорила” по-русски и система голосового сопровождения движения, предупреждающая водителя о поворотах, развязках, допустимых режимах движения и т. д.

Подобные модели, обладая интуитивным и функциональным меню и управлением с помощью сенсорного экрана, становятся такими же простыми, как самый обычный mp3-плейер или сотовый телефон. Подавляющее большинство аппаратов, представленных на российском рынке, можно использовать сразу после покупки и даже без утомительного чтения инструкции по эксплуатации: текущее состояние водителя на карте они определяют сразу, как только их включат, далее достаточно указать пункт назначения -- и можно начинать движение по автоматически проложенному маршруту.

С расширением круга игроков и предлагаемых моделей снижается величина “входного билета” для пользователей: модель начального уровня с цветным дисплеем и набором карт столичного региона сегодня стоит от 5000 руб.

Вместе с тем на российском рынке GPS-навигации есть и проблемы. Основная из них связана с недостатком подробных электронных карт. Даже у самых развитых в этом отношении компаний высококачественными электронными картами охвачено не более 45% территории страны — часть Южного и Приволжского федерального округов, почти полностью Северо-Западный и Центральный округа. Остальные города и области (к примеру, Новосибирск или Владивосток) представлены фрагментарно. Картографические компании понять можно — по словам их специалистов, основная часть потребителей GPS-навигаторов расположена в западной части страны, поэтому спешить с подготовкой карт регионов, расположенных, например, за уральским хребтом, особого резона нет. К тому же как отечественные, так и западные разработчики предпочитают расширять наборы своих карт за счет их приобретения у средних и небольших региональных фирм, которые впоследствии привлекаются и для периодического обновления карт местности (процедура, требующая объезда территории на машине со специальным оборудованием, с помощью которого на карты наносятся новые дороги и строения, отражаются изменения в названиях и пр.).

Далеко не во всех имеющихся на сегодняшний день картах решена проблема адресного поиска — он пока доступен не более чем в 250 городах России (там, введя в навигатор название улицы и номер дома, можно простроить маршрут движения с учетом перекрестков, тупиков, главных и второстепенных дорог и т. д.), причем в устройстве, купленном в торговой сети, скорее всего будет предустановлена карта только одной области или в крайнем случае одного округа. За дополнительные картографические материалы придется доплатить.

Неважно пока складывается ситуация и с сервисным обслуживанием российских пользователей GPS-навигаторов. В частности, в мегаполисах с интенсивным дорожным движением весьма актуальна услуга автоматического информирования о дорожных пробках. Единственный провайдер, развивающий подобный сервис в России, -- компания “СмиЛинк”. Однако в отличие от западных операторов, использующих для этой цели FM-диапазон, она передает информацию только по GPRS, что заставляет производителей GPS-устройств добавлять GPRS-модули в свои автонавигаторы, а это сказывается на цене последних.