Главный операционный директор Кевин Тёрнер рассказывает о проблемах, связанных с реализацией инициатив “Софт плюс сервисы” и Live

Корпорация Microsoft начала продвигаться в новом для себя направлении — к бизнес-модели “Софт плюс сервисы” (software-plus-services) и стратегии Live. Она прилагает все усилия, чтобы получить поддержку со стороны партнеров и клиентов. Наступлением на этом фронте командует главный операционный директор Кевин Тёрнер (Kevin Turner). Недавно он встретился со старшим редактором еженедельника eWeek Питером Галли, чтобы обсудить новые инициативы, а также поговорить о стоящих перед Microsoft проблемах и о ее конкурентах.

eWeek: Какую проблему из тех, с которыми вы столкнулись в своей работе в этом году, вы считаете самой крупной? И какая проблема является главной для Microsoft в целом?

Кевин Тёрнер: Думаю, что это одна и та же проблема — люди. Нужно, чтобы у нас было достаточно квалифицированных, опытных и талантливых людей, способных расти вместе с компанией. Как вы знаете, ощущается общая нехватка специалистов с высшим образованием в области ИТ. Их численность сокращается, поскольку уменьшается приток желающих работать в технической сфере. Это основная проблема. Мы делаем всё от нас зависящее. Мы лоббируем в Вашингтоне предоставление льгот. Однако, к сожалению, те люди, которых мы можем обучать у себя, в большинстве своем после этого должны возвращаться туда, откуда приехали. Билл Гейтс, Стив Балмер, я сам и многие другие — все мы выступаем в университетах, чтобы привлечь молодежь к работе в ИТ-сфере.

Мне каждый день, как только я встаю с постели и до тех пор, пока не отправлюсь спать, приходится думать, как нам и впредь способствовать росту и повышению квалификации наших сотрудников, как нам развивать их способности и как вовлечь в этот процесс новых людей, чтобы они могли расти и совершенствовать свои навыки.

Вы знаете, как широк спектр продукции компании, это просто ужасно. И для выполнения всей этой работы необходимы люди.

eWeek: Итак, в чем заключаются особенности вашей корпорации и как вы убеждаете людей работать в Microsoft, а, скажем, не в Google или в Yahoo?

К. Т.: Здесь я вижу ряд проблем. Одна из них заключается в том, что теперь работать в области ИТ начинает лишь треть людей от того числа, которое наблюдалось в эпоху расцвета “доткомов”. Вторая проблема связана с тем, что сегодня наиболее жесткими нашими конкурентами являются хеджевые фонды*. Они развили большую активность, связанную с разработкой крупных систем, методов анализа и поддержкой принятия решений.

Те, кто трудятся в хеджевом фонде, пользуются почетом и уважением. Таким образом, наиболее сильными конкурентами для нас выступают именно они. За последние несколько лет они набрали гораздо больше людей, чем Google и Yahoo.

Сейчас мы вплотную столкнулись с проблемой, как сделать нашу компанию привлекательной для тех, кто хочет работать. Один из избранных нами методов — это рассказ о нашем будущем, о таких перспективных инициативах, как “Софт плюс сервисы”, и призыв к молодым людям прийти к нам и стать частью этого будущего. Мы считаем это мощным фактором, когда компания способна обрисовать свое будущее. Переход от идеи ПК на каждом рабочем столе и в каждом доме к представлению о компании, которая способна соединить электронный образ жизни с электронным стилем работы, может побудить людей захотеть принять в этом участие.

Важной составляющей нашего видения будущего является экосистема партнерства. Мы каждый день занимаемся поиском талантов. Я говорю нашим работникам, что каждый из них фактически занимается привлечением новых сотрудников, выполняя свою повседневную работу.

eWeek: Если говорить о конкуренции, то сегодня Linux представляет большую или меньшую угрозу по сравнению с тем временем, когда вы пришли в Microsoft два года назад?

К. Т.: Не знаю, стала ли угроза больше или меньше. Но это угроза. И конечно, когда вам приходится конкурировать с бесплатным продуктом, необходимо очень внимательно изучать ситуацию. Мы должны выделяться характером создаваемых нами ценностей и тем, с чем мы выходим на рынок. Я думаю, что сегодняшнее положение дел отличается от существовавшего в недавнем прошлом в том отношении, что пользователи начинают сравнивать продукты, а наши технологические решения лучше. Обе эти тенденции позволили нам получить необходимый импульс. Наша компания не подсчитывает, уменьшилась угроза или возросла, а рассматривает ее как возможность ежедневно демонстрировать свои преимущества, идти собственным путем и придерживаться фактов, создавать ценности совместно с нашими клиентами и партнерами и убеждать всех, что мы говорим правду.

Я считаю, что это подтверждается такими фактами, как предстоящий в 2008 г. выпуск нами новых версий SQL Server и Windows Server, наличием у нас уже сейчас решения для высокопроизводительных вычислений, а также созданием нами среды .Net Framework. Готовится к выпуску целый ряд полезных продуктов.

Сейчас мы не занимаем оборонительную позицию, как, возможно, когда-то, а проводим наступательную политику и заявляем своим клиентам: да, нашим сотрудникам нужно платить. Но если уж заниматься подсчетами, то и Linux не бесплатна. В этой области мы не конкурируем. Наше соперничество заключается в ином: мы стремимся разработать более совершенное решение, победить с его помощью и, как я надеюсь, заслужить право привлекать благодаря этому новых клиентов.

eWeek: Что сейчас представляет наибольшую угрозу для Microsoft в целом?

К. Т.: Думаю, компании грозят опасности с трех сторон. Это, конечно, ПО с открытым кодом и Linux. Безусловно, это также тонкие клиенты, использующие размещенные на интернет-серверах приложения и контент (cloud-based computing). Эта вторая угроза объясняет, почему для нас так важен переход к предоставлению не только ПО, но и сервисов. И я думаю, что еще одна угроза исходит от различных компаний, занимающихся развлекательными устройствами, — RIM, BlackBerry, Sony и Apple.

eWeek: Совершенно очевидно, что затраты в 1 млрд. долл. на обслуживание таких клиентских устройств, как Xbox, должны не очень-то нравиться вам как главному операционному директору. Как вы смотрите на происходящее в этой области, как намерены реагировать и как это влияет на ваши действия, связанные с продвижением вперед?

К. Т.: Первое, о чем нужно сказать: я горжусь тем фактом, что мы расширяем сферу деятельности и проявляем заботу о клиентах. Наша компания не идеальна. Мы стремимся к совершенству, но пока его не достигли, намерены напряженно работать, чтобы к нему приблизиться.

Второе, что необходимо сказать в этой связи: мы извлекли соответствующий урок и не хотим еще раз столкнуться с подобной ситуацией. Финансовая сторона дела выглядит скверно, но было бы еще хуже, если бы пострадали наши клиенты.

Мы стараемся выпускать такие продукты, которые доставляют людям удовольствие и радость, делают их счастливыми. Например, у меня и моих троих детей не возникало никаких проблем с Xbox. У большинства клиентов тоже всё было в порядке, но некоторые испытывали трудности. Поэтому нам пришлось исправлять многие недочеты. При этом мы приобрели опыт и впредь не допустим подобных просчетов.

Microsoft станет скромнее?

Хотя Microsoft редко признает допущенные ею ошибки, главный операционный директор Кевин Тёрнер сделал несколько удивительных признаний.

Относительно конкуренции, с которой сталкивается Microsoft со стороны хеджевых фондов. “Не уверен, что мы полностью осознаем, какие людские ресурсы они выкачали”.

Об угрозе со стороны Linux и ПО с открытым кодом. “Мы не занимаем оборонительные позиции, как, возможно, когда-то. Мы переходим в наступление и заявляем своим клиентам: да, нашим сотрудникам нужно платить. Но если уж заниматься подсчетами, то и Linux не является бесплатной”.

О б 1 млрд. долл., затраченном Microsoft на обслуживание Xbox. “Здесь мы вступаем в область бизнеса, связанную с производством аппаратных средств. Мы ведь софтверная компания и не имеем за плечами накопленного на протяжении нескольких десятилетий опыта выпуска оборудования. Мы его только накапливаем с момента вторжения в эту сферу, и нам предстоит еще многому научиться. Здесь мы еще чувствуем себя не вполне уверенно”.

Об инициативе Live. “Вам следует понять, что у нас не было и всё еще нет детального плана”.

О стратегии “Софт плюс сервисы”. “На самом деле мы просто продолжаем над ней работать, и это чистая правда. Даже сегодня я не могу заявить вам, что мы продумали ее во всех деталях. Могу лишь сказать, что мы стали значительно умнее, чем были год назад. А в будущем году собираемся стать намного умнее, чем сегодня”.

* Хеджевый фонд — с организационной точки зрения это частное инвестиционное партнерство. Такой фонд использует все возможные инструменты для получения абсолютной прибыли. — Прим. ред.

Здесь мы вступаем в область бизнеса, связанную с производством аппаратных средств. А мы ведь софтверная компания и не имеем за плечами накопленного на протяжении нескольких десятилетий опыта выпуска оборудования. Мы его только накапливаем с момента вторжения в эту сферу, и нам предстоит еще многому научиться. Здесь мы еще чувствуем себя не вполне уверенно.

Поскольку для нас это является перспективной платформой, мы подходим к ее разработке и обслуживанию весьма тщательно. Мы выпускаем модель Halo и массу прекрасных игр для нее, и все это очень высокого качества.

Стив Балмер сообщил мне, что Windows начинала приносить хоть какой-то доход лишь через восемь-девять месяцев после выпуска. Сегодня об этом мало кто знает. Но он постоянно напоминает мне об этом. Сейчас все думают, будто она с самого начала давала прибыль. Но это не так.

eWeek: Все, с кем мне приходится говорить, — партнеры, разработчики, клиенты — хотят больше знать о вашей стратегии Live. Люди не понимают, что это такое. Ваш главный архитектор ПО Рэй Оззи молчит. Вы планируете исправлять положение?

К. Т.: Конечно, именно по этой причине мы более полно, чем прежде, излагаем концепцию “Софт плюс сервисы”. Стив Балмер и впредь будет заниматься главным образом разработкой деталей, а я займусь в основном вопросами стратегии и направления нашего движения. Мы вместе попытаемся довести всё это до сведения потребителей.

Но вы должны понять две вещи. Во-первых, у нас не было и всё еще нет детального плана. Может создаться впечатление, будто мы успешно прячем свои карты и знаем нечто такое, что больше никому не известно. И будто здесь таится некое конкурентное преимущество. Да, некоторые вещи мы хорошо проработали. Но зачем нам раскрывать свои карты, позволять любому в них заглядывать и тем самым терроризировать нас? Поэтому решено было проявить осмотрительность. Мы поделимся своими знаниями, когда будем в них уверены и когда для этого наступит время.

Так что на публике всё чаще станет появляться и выступать Рэй Оззи. Однако Билл Гейтс будет еще год занимать свою должность. Таким образом, через год, когда он покинет свой пост, вы, как я подозреваю, сможете несколько лучше познакомиться с Рэем Оззи.

eWeek: Вы весьма оптимистично настроены в отношении перспектив Office Live. Что, на ваш взгляд, делает его столь привлекательным?

К. Т.: Это хорошая возможность завоевать позиции среди небольших компаний и оказать им реальную помощь. Малый бизнес представляет собой такой сегмент рынка, куда довольно трудно вторгнуться. Для этого необходимы годы и множество специальных мер. На нашу услугу подписалось 400 тыс. мелких компаний. Начало положено. Мы намерены продвигать ее в пяти крупнейших странах мира, но пока действуем только в США. Ко мне поступают отзывы от малых предприятий, где говорится, как они рады, что кто-то наконец решил им помочь. Некоторые дополнительные компоненты Office Live являются бесплатными, к другим можно получить доступ на условиях подписки. В последнем случае наши партнеры могут взимать плату.

Office Live — это своего рода ПО с открытым исходным кодом от Microsoft. Наш подход заключается в том, чтобы сплотить сообщество разработчиков, дабы оно смогло играть активную роль в создании экосистемы вокруг этого продукта. Мы стремимся к тому, чтобы наши партнеры еще больше повысили его ценность для малых компаний. Кроме того, с помощью таких элементов, как предлагаемый нами сервис Marketplace, мы не только выводим своих партнеров на потенциальных покупателей, но и предоставляем им возможность вступать в контакт друг с другом. А это имеет огромную важность, когда речь идет о таком рынке, как “Софт плюс сервисы”.

eWeek: Инициатива “Софт плюс сервисы” вызывает множество вопросов. В некоторых аспектах она представляет собой прямой вызов вашим партнерам в тех областях, где они накопили знания и опыт. Что они говорят об этой стратегии и что вы им отвечаете?

К. Т.: По большей части они говорят, что нуждаются в информации. Они хотят знать, что мы делаем и каковы будут условия оплаты. Мы выдвинули свою инициативу “Софт плюс сервисы” год назад в ходе всемирной конференции наших партнеров в Бостоне. К сожалению, она освещалась очень скупо. Это вызвало подозрения, будто мы что-то скрываем. А на самом деле мы просто продолжали над ней работать, и это чистая правда. Даже сегодня я не могу заявить вам, что мы продумали ее во всех деталях. Могу лишь сказать, что мы стали значительно умнее, чем были года назад. А в будущем году собираемся стать намного умнее, чем сегодня. Но нам предстоит пройти весь этот долгий путь, если мы хотим представить свою инициативу в завершенном виде.

Но партнеры имеют возможность взимать плату любым из трех способов: собирать ее непосредственно, перепоручить это кому-то другому или использовать комбинированный подход. Мы намерены также создать экосистемы, которые позволят им расширять функциональность продуктов и придавать им определенные особенности. Я уже обратился к нашим партнерам с призывом повнимательнее изучить данный пункт.

Мне хотелось бы, чтобы как можно больше партнеров действительно поверило в нашу инициативу и попыталось вместе с нами внести свой вклад в работу над ней вместо того, чтобы оставаться в стороне и ждать, что из этого выйдет. Мы считаем, что они рискуют отстать от поезда, если будут действовать подобным образом.

еWeek: Представляют ли такие компании, как Google, угрозу для вас в области “Софт плюс сервисы”?

К. Т.: Microsoft — компания, обладающая экосистемой партнеров. Другие фирмы не имеют настоящих экосистем партнерства, которые могли бы сравниться с нашей. Эта экосистема, надо прямо сказать, сложилась в процессе развития корпорации. Она с самого начала охватывала партнеров, постоянно расширялась, предоставляла им возможность разбогатеть и т. п. “Софт плюс сервисы” — это просто новое направление развития. И мы надеемся, что наши партнеры последуют за нами по этому пути.