Бывший глава Acer очертил маршрут ИТ-успеха

Вы должны знать про Стена Ши три вещи. Он постиг суть ПК-индустрии быстрее и лучше, чем любой другой крупный топ-менеджер; он предложил одно из самых простых и понятных описаний того, как делаются деньги на компьютерах; наконец, он понял, когда в этом можно преуспеть.

Ши был одним из основателей предприятия, ставшего в 1976 г. компанией Acer Group. А в 2004-м к удивлению многих коллег из компьютерной индустрии ушел в отставку, чтобы заняться вложением венчурных капиталов.

Не будь Ши, компьютерная промышленность Тайваня, возможно, продолжала бы заниматься неблагодарным трудом и состояла бы из одних контрактных предприятий, которым всегда непонятно, почему при такой усердной работе все прибыли от бурного роста ПК-бизнеса проходят мимо них.

Я вспомнил про Ши и его описание компьютерной индустрии в форме Smiling Curve (“кривая улыбки” иллюстрирует уровень прибылей на последовательных стадиях разработки, производства компонентов, сборки и продажи ПК) после того, как Acer заключила сделку о приобретении за 710 млн. долл. американской компании Gateway. Если сделка будет одобрена соответствующими регулирующими органами, Acer приобретет не только бренд Gateway, но и бренд eMachines (хотя не исключено, что Acer решит его не использовать), а также, благодаря некоторым хитросплетениям, и бренд Packard Bell, который сохраняет сильную репутацию в Европе.

В эру Интернета, когда компании считают, что дешевле купить ключевые слова на Google, чем заниматься тяжкой умственной работой по созданию бренда, кому-то, вероятно, будет любопытно узнать, почему Acer заинтересовалась покупкой целого множества брендов. Для этого необходимо вернуться к “улыбчатому” графику Ши.

Я точно не помню, когда именно Ши придумал эту кривую, но, возможно, это пришло ему в голову как-то поздней ночью за несколькими кружками пива после целого дня тягостных размышлений о том, почему он как контрактный производитель так много трудится, но так мало зарабатывает. Это также урок для Dell, которая удерживает позиции лучшего производителя, зачастую уделяя минимум внимания добавленной стоимости.

Концепция, использование бренда, маркетинг и продажи плюс послепродажный сервис — вот где увидел Ши главный источник добавленной стоимости, когда стоял во главе Acer, и вот что, по-моему, является сферой, где производители ПК всё еще могут снискать финансовый и рыночный успех.

В прошлые времена приподнятые концы обеих сторон кривой были зоной бизнеса некоторых из наиболее успешных компаний. Стив Джобс с его концепцией, брендингом и конструкторскими замыслами сфокусировался на левой зоне кривой, и это ему позволило, несмотря на повышенные цены, создать базу чрезвычайно преданных пользователей Apple. Более новые компьютерные идеи, такие, например, как недавно предложенный виртуальный настольный ПК Pano Logic в форме миниатюрной коробки, создают перспективы снижения производственных затрат с ростом доходов от продаж и послепродажного сервиса.

Acer ныне стала третьим по величине мировым производителем ПК во многом благодаря умному использованию “улыбчатой” кривой Ши, над чем стоит серьезно призадуматься любому предприятию, которое сегодня не принимает это во внимание.