В Новгородской области начинает работу интернет-портал областной администрации

Одним из элементов осуществляемой в России административной реформы является создание порталов органов власти, призванных обеспечить электронное взаимодействие государства, с одной стороны, и граждан и бизнеса, с другой. Предполагается, что подобные порталы позволят повысить эффективность деятельности государственных организаций, сделать их более прозрачными для общества и тем самым снизить уровень бюрократизма в государственном секторе. Об опыте построения такого портала в Новгородской области и пойдет речь ниже.

Предпосылки создания портала

Идея построения интернет-портала для предоставления услуг жителям региона, местному бизнесу и внешним инвесторам возникла в ходе комплексной модернизации информационно-телекоммуникационных систем органов управления Новгородской области. Она получила поддержку руководства области, чему способствовали налаженные связи с органами власти ряда стран Европы и Америки. В 2005 г. Великий Новгород стал участником инвестиционной программы Евросоюза TACIS (Technical Aid to the Commonwealth of Independent States — “Техническая помощь Содружеству независимых государств”), которая называется “Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на северо-западе России”. А в июле прошлого года там прошла конференция, посвященная запуску в Новгородской области проекта программы TACIS “Государство для бизнеса”, где представители местного малого и среднего бизнеса высказали свои пожелания относительно того, какие электронные услуги они хотели бы получать от государственных органов. Свою роль здесь сыграла и инициатива снизу: члены Новгородского союза предпринимателей провели опрос, результаты которого были обработаны местной консалтинговой компанией Hansa Consulting и представлены в TACIS и областную администрацию.

Непосредственно сами работы по созданию портала начались в 2005 г., когда администрация Новгородской области заключила соглашение с Минэкономразвития РФ о сотрудничестве и взаимодействии в сфере реализации программных мероприятий ФЦП “Электронная Россия”. В результате было разработано техническое задание и на его основании в 2006-м проведен открытый конкурс, в котором приняло участие пять компаний.

По словам директора Новгородского информационно-аналитического центра (НИАЦ) Петра Иванова, целью создания портала является формирование и поддержка современного и доступного информационного пространства для взаимодействия администрации, граждан и бизнеса (функции G2B и G2C). При этом перед разработчиками ставилась задача создать гибкий, “на вырост”, технологический инструмент, который обеспечил бы поддержку такого взаимодействия.

Победителем конкурса стала компания “Ай-Теко”, предложившая решение на базе IBM WebSphere Portal.

Выбор платформы

Поиску платформы для портального решения специалисты НИАЦ уделили большое внимание: этот вопрос даже обсуждался публично, в том числе и на прошлогодней конференции TACIS. Действительно, ПО IBM — продукт довольно сложный, стоимость лицензий относительно высока, по сравнению с конкурирующими технологиями требуются более мощные серверы, а для регионов это очень важные моменты.

Вместе с тем, как считают в “Ай-Теко”, одно из основных преимуществ платформы IBM WebSphere заключается в том, что вендор предоставляет всеобъемлющую техническую поддержку, обеспечивая тем самым высокий уровень надежности систем. Корпорация IBM имеет четкую политику развития продуктов, которая позволяет прогнозировать их развитие и, таким образом, совершенствовать решения, построенные на их основе.

Кроме того, по мнению специалиста по программным решениям департамента программной интеграции компании “Ай-Теко” Александра Байдина, продукт IBM WebSphere Portal, во-первых, удобен с точки зрения интеграции с существующими информационными ресурсами, а во-вторых, является хорошим инструментом для расширения круга решаемых задач.

На выбор повлияло и существование центра компетенции IBM в Новгородском госуниверситете, где помимо этого преподается отдельный курс по платформе WebSphere. И наконец, в администрации Новгородской области давно эксплуатируются почтовая система и веб-сайт на базе платформы IBM Lotus Domino/Notes.

Особенности проекта

При создании портала разработчики из “Ай-Теко” руководствовались тем, что его посетителям будет предоставляться не просто информация, а некие услуги. “Можно, конечно, рассматривать услугу “Просмотреть адресную книгу” как отдельный сервис, но на самом деле это просто доступ к информации. А вот если на основе хранящейся в ней информации вы сможете ответить на запрос и сформировать для себя какой-нибудь документ, то это уже сервис”, — пояснил директор департамента программной интеграции “Ай-Теко” Дмитрий Грязнов.

Была у проекта и другая особенность: специалисты “Ай-Теко” разрабатывали портал параллельно с проведением в области административной реформы, которая, в частности, касается преобразования деятельности администрации в набор неких услуг для граждан и юридических лиц. “Речь здесь идет о смене философии и приоритетов работы самого органа власти, когда не граждане идут к ней, а она к ним”, — подчеркнул Александр Байдин. При этом, по его словам, хотя идея создания портала органа власти не нова и G2B/G2C-порталы развиваются во многих странах мира, где уже накоплен большой опыт решения соответствующих задач, однако для подразделений областной администрации психологически довольно непросто переориентироваться на оказание услуг жителям и бизнесу региона. Так, решение только одной задачи, поставленной перед комитетами администрации Новгородской области, — сформулировать, какие именно услуги они должны оказывать гражданам и предприятиям, — заняло не один месяц.

С его мнением согласен и Петр Иванов, который основными проблемами создания портала назвал организационно-административные. Это и сопротивление чиновников, не желающих менять привычные методы работы, и постоянное взаимное перекладывание функций информационного сопровождения с одних подразделений и исполнителей на других, и отсутствие явной поддержки первого руководителя в силу сложившегося у него (и соответственно “под ним”) бескомпьютерного стиля работы. “Сегодня в область пришел новый руководитель, уже нуждающийся в информационной и технологической поддержке своей деятельности. Надеемся, что после реструктуризации органа власти строительство портала пойдет интенсивнее”, — сказал Петр Иванов.

Среди других трудностей реализации проекта в Новгородской области специалисты “Ай-Теко” выделяют вопросы, связанные с электронной подписью и получением юридически признаваемых электронных документов. Однако, по их мнению, здесь не всё так уж безнадежно. В частности, руководство регионального таможенного органа уже выразило готовность признавать электронные заключения сертифицированных экспертных организаций по экспортному контролю (такие заключения, естественно, должны сопровождаться ЭЦП).

Интеграция ресурсов в рамках портала

В задачи интернет-портала администрации Новгородской области входит предоставление гражданам и бизнесу быстрого, удобного и юридически значимого доступа к информационным ресурсам и услугам, а также обеспечение взаимодействия с государственными учреждениями. Для их решения в ходе проекта специалистами “Ай-Теко” и НИАЦ была построена и введена в эксплуатацию технологическая платформа информационных порталов IBM WebSphere Portal, на базе которой и проведена интеграция ресурсов.

До настоящего времени информационные системы, существующие в администрации, группировались вокруг IBM Lotus Domino/Notes: это почтовый сервер, внешний сайт, несколько информационных баз, включая новости администрации, телефонный справочник, библиотеки документов. Теперь роль такого центра исполняют IBM WebSphere Portal и система управления его содержимым, построенная на продукте Workplace Web Content Management (см. рис. 1). “Поскольку IBM WebSphere Portal хорошо работает с информацией, хранимой в базах данных Lotus, полезная информация, находящаяся там и частично представленная на страницах старого веб-сайта, не пропала и пошла в дело, — отметил Александр Байдин. — Более того, это не потребовало больших трудозатрат”.

Такое технологическое решение, как считают в “Ай-Теко”, может послужить основой для дальнейшего расширения информационных услуг, предоставляемых жителям и предприятиям области. Органы власти по своей природе являются территориально распределенной многоуровневой системой. Сейчас многие муниципальные образования и районы заводят собственные веб-сайты и в меру своих возможностей наполняют и сопровождают их. Поэтому размещение на тех же серверах и программных платформах порталов районного и муниципального уровней (т. е. использование возможностей IBM WebSphere Portal по построению виртуальных порталов) может привести к сокращению суммарных для региона затрат хотя бы по статьям администрирования и закупок серверов. Кроме того, это должно повысить качество работы всех размещенных таким образом веб-сайтов и доступность предоставляемых сервисов, поскольку в такой конфигурации легче обеспечивать необходимую пропускную способность канала и организовывать техническое обслуживание.

Что уже сделано и что предстоит сделать

На данный момент завершен первый этап проекта. Портал готов и принят, его запуск запланирован на октябрь 2007 г. К настоящему времени на нем реализованы представительские функции, характерные для веб-сайта администрации регионального органа власти (см. рис. 2), и одна из бизнес-функций — экспортный контроль.

Следует отметить, что на первом этапе отрабатывалась технология предоставления услуг для бизнеса именно на примере экспортного контроля. По словам Александра Байдина, на выбор этой функции повлияли такие обстоятельства, как позиция бизнес-сообщества региона, участие в программе TACIS, а также пожелание регионального таможенного управления уменьшить поток посетителей с неправильно оформленными документами и одними и теми же вопросами и его готовность принимать электронные документы с ЭЦП.

Первоначально на странице с данной бизнес-услугой будет обеспечен доступ к нормативно-справочной документации, предоставлена возможность проверки товара по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ и даны рекомендации по дальнейшим шагам в случае попадания товара в номенклатурные списки, в том числе в режиме общения со специалистами экспертной организации.

В перспективе пользователям предполагается предложить такие дополнительные возможности, как онлайновое заполнение образцов договоров и отправка пакета документов в электронном виде в экспертную организацию, обмен электронными версиями оформленных и подписанных договорных документов, отслеживание в интерактивном режиме выполнения заказа и обмен информацией с экспертами.

Говоря об итогах первого этапа проекта, Петр Иванов отметил, что очевидным плюсом здесь стало то, что большинство работ было проделано еще до того, как проявился массовый интерес регионов к электронным государственным услугам, связанный с принятыми Правительством РФ решениями по совмещению целей административной реформы и информатизации. “Благодаря этому вся работа обошлась для области дешевле, а сущность понятия “портал” стала доступной для большинства чиновников, которым придется использовать его возможности в своей практике”, — подчеркнул он.

Сегодня, по словам Александра Байдина, о завершении проекта говорить не приходится: “Портал — это постоянно развивающийся проект, его необходимо непрерывно совершенствовать и дополнять”. Доработки портала могут занять около полугода, помимо этого предполагается в течение длительного времени наполнять его новыми сервисами (для начала — бесплатными), а также использовать в качестве полигона для отработки портальных решений.

Следующей услугой, как считают в администрации Новгородской области, будет база юридических лиц области. В настоящее время она хранится и обновляется одним из комитетов администрации на основании данных, получаемых из регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе.

Есть и такая идея по предоставлению услуг предпринимателям. Еще в 2004 г. областная администрация совместно с некоммерческой организацией “Региональный институт менеджмента и маркетинга” выпустили справочник “Как организовать свой бизнес и успешно конкурировать в Новгородской области”. Электронная версия этого справочника регулярно обновляется, и считается, что она вполне может быть опубликована на портале.

В планах предусмотрено также создание виртуальных мест и персональных страниц пользователей (юридических лиц) и поиск в архивах (на старом веб-сайте). Кроме того, в следующем году предполагается заняться развитием системы виртуальных порталов, когда на том же сервере, где находится портал областной администрации, будут размещаться порталы отдельных муниципальных образований (см. рис. 3).

Полученный опыт

Как отметил Дмитрий Грязнов, в ходе реализации данного проекта специалисты “Ай-Теко” разработали общую концепцию построения административного портала органов региональной власти. При этом были выявлены основные возможности, которые обязательно должны присутствовать в типовом портале:

  • единая точка доступа к внутренним ресурсам администрации (адресным сведениям, телефонам, инструкциям, регламентам, базам данных, конкурсам, отчетам и пр.);
  • безопасность доступа к внутренним и внешним ресурсам;
  • мобильность (т. е. доступ к порталу должен предоставляться не только через ПК, но и через КПК и мобильные телефоны);
  • в основе портала должны лежать наборы сервисов как для граждан, так и для бизнеса. Важным моментом здесь является контроль за исполнением сервисов, для чего должны быть выработаны соответствующие регламенты;
  • обратная связь (форумы, блоги и пр), причем не только между гражданами и администрацией, но и между самими пользователями портала для обмена опытом и знаниями в решении каких-либо вопросов;
  • создание виртуальных пользовательских мест, т. е. специализированных сервисов для разных категорий граждан (студентов, пенсионеров, туристов и т. д.);
  • архивация портала, благодаря которой в дальнейшем можно производить анализ всей информация, используемой на портале.

Это общее решение, по мнению Дмитрия Грязнова, позволит тиражировать полученный опыт при построении порталов администраций других регионов, что обеспечит сокращение издержек как со стороны разработчиков, так и со стороны самих местных администраций. Однако, по словам Александра Байдина, до этапа комплексной реализации всех этих идей не дошли еще ни в одном российском регионе за исключением Ханты-Мансийска, да и там делают только первые шаги в этом направлении.