На московском “3D Форуме”, посвященном 25-летию Autodesk, было объявлено, что в ближайшие три года компания вложит в развитие бизнеса в нашей стране 25 млн. долл., хотя полгода назад речь шла о 15 млн. долл. Видимо, это связано с впечатляющими результатами, полученными здесь в последнее время. По словам главы представительства Autodesk в России и СНГ Александра Тасева, в первом полугодии объем продаж вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Следует отметить, что Autodesk, несмотря на солидный для софтверной компании возраст, повернулась в сторону России лишь в 2004-м, после открытия московского офиса. Правда, это событие можно назвать возвращением, так как впервые Autodesk обосновалась у нас в 1993-м, но через шесть лет закрыла представительство. Вторая попытка оказалась более удачной. С 2004-го доход от операций в России и других странах СНГ увеличился в 3,5 раза, в 2005-м рост составил 86%, и московское представительство обогнало по динамике развития все другие зарубежные подразделения компании. Значительную роль в этом сыграла тенденция к использованию лицензионного ПО, проявившаяся в индустрии САПР лишь недавно. “Менталитет пользователей меняется, — с удовлетворением отметил Александр Тасев. — Люди начинают понимать, что лицензионный софт — это неотъемлемая часть цивилизованной работы”.

C 2004-го Autodesk вложила в наш рынок 5 млн. долл. Как объяснил г-н Тасев, в основном эти средства пошли на локализацию продуктов, работу с партнерами и образовательные программы. Результаты инвестиций в русификацию были представлены на форуме. Судя по всему, растет не только число локализованных систем, но и качество их адаптации: наряду с переводом пользовательского интерфейса на русский язык всё больше внимания уделяется поддержке отечественных стандартов. Так, в последнюю версию системы 3D-проектирования Inventor 2008 теперь встроены функции поддержки ГОСТов и ЕСКД (раньше для этого служили дополнительные приложения), а соответствие требованиям указанных стандартов стало более полным (учитываются всевозможные тонкости оформления документации).

Специально для наших пользователей в решение для гражданского строительства AutoCAD Civil 3D добавлен модуль “Картограмма”, позволяющий выполнять расчет объемов земляных работ популярным в нашей стране методом квадратов. На российский рынок вышли два впервые локализованных продукта: AutoCAD Electrical для проектирования электрических систем управления и AutoCAD MEP для разработки инженерных систем зданий.

На форуме состоялась премьера полного решения Autodesk, предназначенного для создания единой информационной модели здания (Building Information Model, BIM), которое включает три приложения: Revit Architecture (для архитектурного проектирования), Revit MEP (для разработки инженерных сооружений) и Revit Structure (для расчета конструкций). Раньше у нас поставлялся лишь первый продукт из этой тройки.

В результате инвестиций в образовательные программы к настоящему времени более 22 тыс. рабочих мест в вузах оснащены продуктами Аutodesk.

Что касается канала, то в последнее время его численность увеличилась незначительно: с 73 компаний в прошлом году до 80 в нынешнем. “Мы сейчас не стремимся к быстрому росту сети, так как хотим повысить качество работы партнеров, — объяснила Марина Король, директор Autodesk по работе с партнерами. — Нужно, чтобы они не просто продавали продукты, но и внедряли их, оказывали техническую поддержку, консультировали заказчиков. А для этого необходимы специальные знания, ведь продукты становятся всё сложнее”. В связи с этим Autodesk повысила требования к партнерам. По словам Марины Король, прежде всего изменения коснулись количества сертифицированных специалистов — теперь уже недостаточно иметь специалиста лишь по одному направлению деятельности. Кроме того, партнерская компания должна представить бизнес-план, указав в нем намеченные работы и объем предполагаемых инвестиций.

Партнеры положительно оценили эти нововведения, хотя и отметили, что нагрузка возросла. “Если раньше можно было иметь технического специалиста лишь по AutoCAD’у, то сейчас обязательным условием является наличие сертифицированных специалистов по отраслевым решениям - Autodesk Inventor, AutoCAD Civil 3D и Autodesk Revit. Кроме того, сегодня недостаточно провести для потенциальных заказчиков презентации продуктов, необходимо организовать для них тест-драйвы и мастер-классы”, — рассказал Александр Круглик, менеджер по маркетингу “Русской промышленной компании”.

Таким образом, идея состоит в том, чтобы не просто раздавать людям демоверсии, с которыми они, возможно, и работать-то не умеют, а знакомить пользователей с некоторыми азами их использования. Это требует от партнеров дополнительных усилий, но помогает в продвижении продуктов. “Системы усложняются, поэтому обучение становится одним из важных методов работы с клиентами, — отметила Марина Руденко, руководитель департамента маркетинга “Русской промышленной компании”. — К тому же на мастер-классах и тест-драйвах клиенты могут убедиться, что партнер способен не только продать продукт, но и помочь его внедрить, оказать техническую поддержку и сопровождение, обучить специалистов предприятия. В связи с этим, обучая технических специалистов своих авторизованных партнеров, Autodesk теперь знакомит их с методикой преподавания».