В последние годы на рынке средств коммуникаций происходят важные качественные изменения не только в отношении развития технологий, но и в плане перегруппировки сил представленных тут поставщиков. Действительно, если раньше тон здесь задавали хотя и очень крупные, но все же специализированные компании, то сейчас на передний план выходят “традиционные” ИТ-вендоры. То, что именно коммуникационная сфера превратится в скором будущем в еще одно поле сражения ИТ-гигантов, стало понятно еще год назад, когда почти одновременно о построении полномасштабных коммуникационных платформ объявили Microsoft и IBM.

Конечно, основные события здесь еще впереди, но некоторые важные изменения в ситуации видны уже сегодня. Разобраться в них поможет очередной “магический квадрант”, представленный компанией Gartner в конце августа (отчет “Magic Quadrant for Unified Communications, 2007”).

Garnter определяет понятие “унифицированные коммуникации” (Unified Communications, UC) как возможность взаимодействия людей через различные каналы связи, объединенные в общую коммуникационную среду. Правомерно будет еще и так истолковать это понятие: пользователь может общаться с нужными ему людьми через один интерфейс в наиболее удобной для него форме, при этом платформа сама выбирает необходимые для этого технологические решения. Кроме того, пользователь может прибегать одновременно к нескольким различным способам взаимодействия с абонентами. Ключевыми технологиями UC являются Internet Protocol (IP) PBX, передача голоса через IP (VoIP), функции отслеживания присутствия клиентов в системе, электронная почта, аудио-, видео- и Web-конференции, голосовая почта, унифицированная система обмена сообщениями, а также служба мгновенных сообщений.

Другая ключевая особенность UC — наличие методов интеграции коммуникационных функций непосредственно в бизнес-приложениях. Gartner называет это возможностью реализации коммуникационно-доступных бизнес-процессов (communications-enabled business processes). По мнению этой компании, одна из задач UC — снижение зависимости бизнес-процессов от человеческого фактора.

Технологические предложения в сфере UC можно разделить на три категории:

  • создание единого продукта, включающего всю необходимую функциональность. Например, это Multimedia Communication Server 5100 (Nortel), OpenScape (Siemens) или Customer Interaction Center (Interactive Intelligence);
  • использование набора интегрированных между собой продуктов. По такому пути идут Cisco и Microsoft;
  • создание коммуникационного ПО промежуточного слоя, в среде которого могут работать различные приложения. Пример такого подхода демонстрируют IBM и Oracle.

В целом Garnter считает, что рынок UC уже сформировался, но всё же находится на раннем этапе зрелости, когда перестановки в лидирующей группе поставщиков вполне вероятны. Предприятия уже инвестировали большие средства в существующую коммуникационную инфраструктуру, и им только предстоит переход на более современные технологии; правда, многие из этих технологий клиентам еще не до конца понятны. Не накоплена и критическая масса “лучших практик”, которые позволили бы внедрять новые продукты на типовой основе. Перелома в плане готовности компаний к использованию UC-средств можно ожидать лишь в следующем году.

Вот как авторы отчета характеризуют позиции фирм, попавших в группу лидеров данного рынка.

Alcatel-Lucent

Достинства:

  • компания придерживается прагматичной стратегии, базирующейся на сильных позициях имеющихся корпоративных продуктов, в первую очередь OmniPCX и OmniTouch Unified Communication, на перспективах интеграции коммуникационных продуктов Lucent и Alcatel, а также на представительной инсталлированной базе;
  • Alcatel-Lucent также способна продвигать интеграционные решения с использованием транспортных и корпоративных сред, а кроме того, предложить такие важные возможности, как бесшовное объединение фиксированной и мобильной связи (через Global System for Mobile Communications) и мониторинг коммуникационных систем через общественные и частные сети;
  • заказчики уже накопили положительный опыт работы с этими поставщиками, а многие сделали серьезные инвестиции в их технологии для создания корпоративной инфраструктуры.

Предостережения:

  • возможности работы Alcatel-Lucent на корпоративном рынке Северной Америки ограничены, так как эта компания не очень хорошо здесь известна и не имеет необходимой дистрибьюторской сети;
  • интеграция бизнеса двух крупных вендоров, ранее конкурировавших и объединившихся в прошлом году, еще не закончена; в этом процессе новой компании нужно преодолеть еще немало подводных камней;
  • корпоративные продукты пока занимают незначительную долю в доходах Alcatel-Lucent, к тому же не совсем понятно, сможет ли она расширить спектр предложений в этом направлении.

Microsoft

Достоинства:

  • мощная компания с огромной партнерской экосистемой, способная не только предоставить широкий спектр дистрибьюторских и профессиональных услуг, но и расширить функциональность собственных предложений;
  • у Microsoft есть стратегические партнеры в таких специфических сферах, как голосовая связь, IP и PBX;
  • некоторые компоненты UC-платформы Microsoft (например, электронная почта) доминируют на рынке, да и в целом состав портфеля предложений компании выглядит достаточно полным. Новые составные части платформы будут широко представлены на рынке в течение ближайшего года, и надо сказать, что они имеют неплохие шансы завоевать на нем далеко не последние позиции;
  • огромная установленная база настольных приложений и хорошо знакомый пользователям интерфейс будут способствовать продвижению новых коммуникационных средств данной корпорации;
  • Microsoft предлагает не просто еще один вариант платформы, а новую парадигму создания коммуникационной среды. Решение компании сильно само по себе, но оно также базируется на возможностях использования широкого спектра предложений партнеров.

Предостережения:

  • телефонная функциональность, представленная в Office Communications Server и Exchange Server 2007, является новой для рынка. Чтобы добиться зрелости технологий в плане надежности, качества, масштабируемости, уровня обслуживания и пр., может потребоваться несколько лет;
  • компании придется формировать новый круг партнеров из числа интеграторов решений, имеющих опыт работы в области коммуникаций. Существующая партнерская сеть рискует переоценить свои реальные возможности при работе на новом для себя рынке;
  • многие функции, которые Microsoft реализовала в своих новых UC-продуктах, уже давно доступны на рынке в виде решений других поставщиков.

Nortel

Достоинства:

    компания имеет мощное UC-решение, построенное на базе Multimedia Communication Server 5100 и Communication Server 1000, сильной стороной которых является возможность интеграции со средами третьих фирм, в том числе с Microsoft Office Communications Server;

    объявленный год назад коммуникационный альянс между Nortel и Microsoft обеспечивает тесную интеграцию хорошо дополняющих друг друга перспективных предложений от двух компаний: Nortel получает доступ к огромной клиентской базе Microsoft, а Microsoft — к масштабному портфелю технологий Nortel в области телефонии.

Предостережения:

  • переживаемые Nortel в последнее время финансовые проблемы подрывают уверенность рынка в ее дальнейшем успешном развитии;
  • хотя сотрудничество Nortel и Microsoft сулит очевидные выгоды заказчикам, интересы участников альянса могут в какой-то момент не совпасть и их союз распадется. Многие клиенты предпочитают иметь полный набор технологий от одного поставщика.