При выборе новой ИТ-системы организации часто задаются вопросом: покупать коробочный продукт или создавать решение на заказ?

У каждой компании есть устоявшиеся бизнес-процессы, которые она не хотела бы менять, подстраиваясь под готовое ПО. Заказная разработка является очевидным решением проблемы, но в то же время традиционно считается затратной и требующей длительных сроков реализации. Рассмотрим, как взвешенно подойти к необходимости создания ПО в соответствии со своими потребностями и какими компетенциями должен обладать исполнитель.

Оцениваем затраты

Вложения, которые потребуется сделать при разработке ПО под заказ, принято относить к недостаткам данного подхода. Действительно, если сравнивать затраты на приобретение готового продукта и создание индивидуального решения, то последние кажутся выше. Это может стать сдерживающим фактором для многих компаний. Однако внедрение коробочного ИТ-продукта также потребует вложений в пересмотр бизнес-процессов организации и дополнительную настройку программного обеспечения после установки. Эти затраты необходимо проанализировать и учитывать в общей стоимости проекта внедрения ПО «из коробки».

Сумма дополнительных вложений, связанных с использованием стандартного решения, а значит и финансовая целесообразность заказной разработки во многом обусловлена видом организации: ее размером, зрелостью и степенью стандартизации административных и производственных процессов, а также самим объектом автоматизации.

В зависимости от организации. Коробочные продукты учитывают общепринятые практики отрасли, их установка в небольших организациях, где собственные практики слабо регламентированы, помогает правильно выстроить процессы с нуля или с небольшими модификациями. Вложения в перестройку процессов и доработку коробочного ПО в таких компаниях малого или среднего бизнеса могут оказаться несущественными.

В то же время в крупных организациях уже есть уникальные практики, которые складывались годами. Выбор коробочного ПО в таких компаниях, как правило, влечет изменения в части пересмотра собственных бизнес-процессов, а также доработки логики стандартного решения. Создание же индивидуального продукта под потребности крупной компании может оказаться незначительно, на 10-30%, дороже использования ПО «из коробки». Такая разница зачастую приемлема для организаций, учитывая, что сохранение и ИТ-поддержка уникальных бизнес-процессов компании — главная задача заказной разработки.

В тех же случаях, где затраты на перестройку бизнес-процессов оказываются выше, чем стоимость заказной разработки, выбор в пользу последней очевиден.

В зависимости от процесса. Принимая решение о внедрении готового ПО или разработке индивидуального продукта надо смотреть и на сам объект автоматизации. Если речь идет о типовых, регламентированных и не сильно отличающихся от компании к компании процессах, то для них на рынке предлагается достаточное количество зрелых продуктов. При этом готовое ПО будет соответствовать запросам большинства компаний с точки зрения принятых в отрасли практик и соблюдения требований регуляторов, а также не потребует существенной переработки после внедрения, что делает его привлекательным. В то время как заказное решение окажется чрезвычайно дорогим в поддержке при постоянном изменении законодательства. Например, стандартное ПО для бухгалтерии — удачный выбор для нефинансовых структур.

Если же мы рассматриваем автоматизацию специфических для конкретной организации производственных или управленческих процессов, то ситуация обратная, и заказная разработка становится предпочтительней.

Учитываем время и его рациональное использование

Даже при выборе коробочного ПО есть временной интервал между его внедрением и переходом на продуктивную работу. В зависимости от дополнительных настроек готового продукта, этот процесс может занять до полутора лет, особенно если речь идет об автоматизации производства. В случае же заказной разработки, значительный период ожидания системы подразумевается изначально. При этом важно корректно сравнить предполагаемое время создания решения с нуля и срок внедрения коробочного ПО, принимая во внимание необходимые доработки и изменения логики.

Если по результатам анализа и с учетом других факторов выбор сделан в пользу заказного ПО, следует правильно выстроить взаимодействие с исполнителем по проекту. В том числе применить лучшие практики с учетом подходов Agile и DevOps. Частые демонстрации проектируемого решения, разделение поставки на отдельные работоспособные модули с запуском их в эксплуатацию помогут избежать значительного временного лага между началом разработки и финальными результатами. Заказчик получит возможность в динамике наблюдать, как рождается система, сможет своевременно вносить коррективы, эксплуатировать готовые блоки системы. Исполнитель будет уверен в правильном ходе разработки и максимальном соответствии продукта ожиданиям пользователей.

Определяем потенциал конкурентного преимущества

Заказная разработка — это не только автоматизация без необходимости пересмотра собственных процессов, но еще и возможность опередить конкурентов за счет технологического преимущества в ИТ-системах. Разработчик, в силу открытости платформ и возможности применения Open Source-решений, способен интегрировать в создаваемое под индивидуальные потребности заказчика ПО новейшие технологии, которые и сейчас доступны на российском рынке. Передовые продукты будут работать лучше и быстрее конкурентов. Как показывает практика, это преимущество может сохраняться 3-5 лет, после чего стандартные решения догоняют индивидуально разработанные и начинают предлагать их функциональность на рынке.

Выбираем разработчика

От экспертных знаний и опыта исполнителя зависит соответствие заказного ПО ожиданиям пользователя с точки зрения качества, стоимости, сроков начала эксплуатации, а также применимости решения в долгосрочной перспективе. При выборе разработчика важно обращать внимание на его компетенции в таких вопросах, как:

  • Глубокое понимание бизнес-процессов. Команда аналитиков, обладающая знаниями лучших практик в отрасли, может помочь заказчику доработать и оптимизировать процессы параллельно с их переводом в ИТ-системы.
  • Минимизация затрат на разработку. Значимым преимуществом исполнителя послужит опыт в использовании стандартных компонентов при создании индивидуального решения. Это позволит одновременно закрыть потребности заказчиков и минимизировать бюджет проекта. Например, в качестве стандартных компонентов могут быть использованы платформы для обеспечения входа в систему или готовые решения в области информационной безопасности, соответствующие требованиям регуляторов.
  • Понимание финансового и временного плана развития системы. Разработчик должен быть в состоянии предоставить заказчику исчерпывающую информацию, какими усилиями потребуется в дальнейшем развивать и поддерживать создаваемый программный продукт, заранее предусмотреть возможность масштабирования, быть готовым вести его сопровождение.

Перечисленные шаги помогут сделать рациональный выбор в пользу заказной разработки и получить максимальные преимущества от долгосрочного использования программного продукта, созданного под индивидуальные потребности организации.

Полина Трофимова, руководитель проектов заказной разработки компании “Диджитал Дизайн”