Экстранеты незаменимы в современную эпоху; без Extranet-as-a-Service («экстранет как сервис») предприятие не сможет идти в ногу с современной бизнес-практикой, пишет на портале Network Computing Халид Раза, основатель и генеральный директор компании Graphiant.

В 1983 г. Боб Меткалф, изобретатель Ethernet, предположил, что ценность сетевого взаимодействия растет как квадрат числа пользователей сети. Другими словами, удвоение количества подключений в сети увеличивает ее полезность в четыре раза. Спустя десятилетия он опубликовал работу, в которой показал, что «закон Меткалфа» полностью подтвердился благодаря стремительному взлету Facebook (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ).

Возможно, этот закон не обладает такой известностью, как более известный закон Мура, но, вообще говоря, он более применим к тому, что происходит на современных предприятиях.

Возможно закон Меткалфа кажется вам слишком теоретическим, но его тень можно увидеть повсюду в современном деловом мире. Стремясь использовать этот сетевой эффект, предприятия спешат расширить свои сети, подключаясь к:

  • клиентам;
  • деловым партнерам;
  • родственным компаниям;
  • удаленным работникам;
  • периферийным сетям.

Для этого компании стремятся расширить свои сети, чтобы охватить всех деловых партнеров.

Старые экстранеты не работают

Проблема заключается в том, что старые методы создания бизнес-экстранетов не отвечают требованиям современной быстро меняющейся цифровой бизнес-среды из-за их неспособности адаптироваться к технологическому прогрессу, проблем с безопасностью, высоких затрат на обслуживание, неэффективности, препятствий для цифровой трансформации и ограничений в обмене данными. В частности, устаревшие сети:

  • не успевают за темпами цифровых инноваций;
  • не обладают достаточной гибкостью и адаптивностью для интеграции с новыми технологиями и протоколами;
  • требуют специальных знаний и ресурсов для развертывания, настройки и обслуживания, что может стать серьезным бременем для предприятий;
  • не обладают скоростью, эффективностью и удобными интерфейсами современных систем, что приводит к снижению производительности и разочарованию пользователей;
  • не имеют достаточного потенциала или возможностей для обработки большого объема и разнообразия данных, которыми приходится обмениваться современным предприятиям.

Как современное предприятие может использовать экстранеты для решения этих проблем?

Extranet-as-a-Service — современный способ организации B2B-сетей

Gartner представила концепцию Extranet-as-a-Service в своем «цикле шумихи» «2023 Hype Cycle for Enterprise Networking». По прогнозам аналитиков, этот подход упростит настройку и эксплуатацию экстранетов.

В эпоху экономики данных каждый поставщик, предлагающий продукт, который генерирует данные, скорее всего, превратит его в сервис, чтобы предоставить своим клиентам лучшее соглашение об уровне обслуживания (SLA). Следовательно, каждой бизнес-структуре потребуется доступ к своим данным. Такая ситуация ставит интересные задачи как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения соответствия нормативным требованиям. Открытие безопасного доступа для ваших деловых партнеров потребует более строгого контроля и соблюдения стандартов соответствия.

Обмен данными с бизнес-партнерами будет осуществляться в нескольких точках, и есть два идеальных места для их создания, которые часто называют «экстранет как сервис»:

  1. Middle mile («средняя миля» — сегмент сети, который соединяет основную инфраструктуру сети с локальными точками присутствия). Это место позволяет партнерам иметь достаточную пропускную способность и находится гораздо ближе к источнику данных. Вместо того чтобы передавать все данные в собственную демилитаризованную зону (DMZ) или облако, обмен данными может происходить на «средней миле».
  2. Облако. Некоторые обмены данными будут происходить в облаке, особенно связанные с сервисами приложений. В ближайшие годы ожидается значительный рост объемов данных, а доступная полоса пропускания для передачи данных в облако ограничена. В то же время деловые партнеры предпочитают обмениваться данными в наиболее выгодном для них с финансовой и регулятивной точек зрения месте.

Как работает Extranet-as-a-Service?

Во-первых, вы избавляетесь от всего того сложного оборудования и ПО для экстранета, которое вы вручную создавали, настраивали и управляли на протяжении десятилетий. Например, брандмауэры, VPN, SSL-сертификаты и т. д.

Вместо этого вы используете современную, высокоскоростную, безопасную сеть как сервис (NaaS) для подключения партнеров, клиентов и других сетей. Вы просто размещаете в сети одну простую «сетевую периферию», которую вы хотите подключить к NaaS (это может быть ПО или подключение к шлюзу). Затем вы определяете все сетевые политики на основе бизнес-отношений (кто с кем может взаимодействовать и что разрешено делать каждому пользователю) с помощью простого визуального интерфейса на облачном портале. И все — вы взаимодействуете со своими партнерами, клиентами и т. д. Просто и быстро.

Преимущества Extranet-as-a-Service

Преимущества этого современного подхода очевидны и убедительны:

  • Гибкость. Свой экстранет создается несколькими щелчками мыши за несколько минут — не нужно покупать, устанавливать и настраивать сложное оборудование и ПО. Работайте со скоростью бизнеса.
  • Конфиденциальность. NaaS обеспечивает конфиденциальность всех данных во время их передачи. Данные никогда не расшифровываются за пределами каждой организации.
  • Производительность. Считайте NaaS современным MPLS нового поколения. Поскольку NaaS является частным решением (как и MPLS), то может похвастаться производительностью и безопасностью, определяемыми SLA.
  • Доступность. Поскольку современные NaaS отделяют плоскость данных от плоскости управления (и размещают плоскость управления в облаке), современный Extranet as-a-Service стоит на две трети дешевле, чем традиционные экстранеты.

Меткалф бы гордился

Вряд ли Боб Меткалф предвидел современный Extranet-as-a-Service сорок лет назад. Но надо отдать ему должное — он вывел основной закон, который объясняет, почему экстранеты незаменимы в современную эпоху. Без Extranet-as-a-Service предприятие не сможет идти в ногу с современной бизнес-практикой.