Лаборатория eWeek Labs называет технологии, позволяющие повысить производительность и снизить затраты

За несколько последних недель прошло множество конференций, выставок и семинаров, посвященных перспективным технологиям и новым продуктам. Крупнейшие и наиболее представительные из них — DemoFall и TechCrunch50.

Часто первая реакция на шквал новых продуктов и дебютов компаний заключается в том, чтобы попытаться предсказать, кто из новичков добьется успеха. Однако обычно это очень сложная задача, поскольку на всех таких мероприятиях можно видеть гораздо больше потенциальных неудачников, чем победителей.

С учетом этого следует попытаться познакомиться со всеми новыми продуктами и компаниями, чтобы по крупицам собрать сведения о технологиях будущего. Потому что зачастую компании оказываются на гребне волны новых технических тенденций не только благодаря заложенным в их продукты функциям и решаемым ими проблемам, но и благодаря технологиям, на основе которых создаются такие продукты.

Руководствуясь этими соображениями при подготовке специального обзора еженедельника eWeek, я решил изучить множество анонсированных за последние месяцы новых продуктов и компаний и на основе этой информации выявить некие ключевые тенденции в развитии перспективных технологий, которые получат продолжение в 2009 г.

Одни тенденции уже набирают силу, другие -- только начинают проявляться. Однако согласно моим ожиданиям все они будут иметь важнейшее значение для развития высокотехнологичных отраслей в ближайшие годы.

Кроме того, в условиях нынешних финансовых трудностей некоторые из этих перспективных технологий могли бы стать важным стимулом для оживления экономики путем создания новых инновационных компаний и перестройки деятельности уже существующих.

Веб-платформы нового поколения

В нынешнем году увидели свет новые версии всех основных веб-браузеров, в которые были внесены важные изменения, -- от Mozilla Firefox и Microsoft Internet Explorer до Opera и Apple Safari. Кроме того, на рынке браузеров появился новый крупный игрок — Google со своим Chrome.

Следует отметить, что эти продукты представляют собой нечто большее, чем просто новые версии прежних классических веб-браузеров. Многие обновленные браузеры обрели принципиально новые возможности, существенно изменившие сферу их применения, и движутся в направлении превращения Интернета в операционную систему, хотя этот путь обещает быть долгим.

Речь идет о возможности работы Firefox 3.0 и Google Gears, а также последней версии платформы AIR корпорации Adobe Systems в офлайновом режиме. А в бета-версиях IE 8 и Google Chrome появились новые движки скриптов.

Пока лишь немногие разработчики используют преимущества новых браузеров, но в 2009 г. ситуация быстро изменится. Я ожидаю, что подобно тому, как появление AJAX породило шквал динамических и интерактивных сайтов и приложений в стиле Web 2.0, теперь множество сайтов и приложений начнут расширять привычное понимание веб-приложения.

Эти новые приложения будут во многом напоминать настольные, давая пользователям возможность работать в офлайновом режиме и использовать интерфейсы без обычных для браузеров кнопок и условных обозначений. Помимо этого пользователи смогут интегрировать данные приложения со стандартными программами для настольных ПК.

Однако наряду с новыми возможностями появятся и проблемы. Вопросы безопасности браузеров и веб-приложений обретут гораздо большее значение, поскольку через браузер будет проходить растущий объем важнейших данных и через него же будет осуществляться доступ к основным программным функциям. Кроме того, многим компаниям придется решать проблемы, связанные с публикацией конфиденциальных данных на сайтах, использующих композитные приложения и интегрированных с другими веб-сайтами и с приложениями через Интернет.

Тем не менее подобные трудности не смогут сдержать распространение веб-приложений новых типов. Веб-разработчики вновь и вновь демонстрируют, что при наличии необходимых инструментов они будут создавать все новые прекрасные сайты и приложения.

Надо также отметить, что в отличие от классических систем разработки корпоративных приложений эти новые веб-технологии (подобно AJAX и Ruby on Rails, которые вызвали связанный с Web 2.0 бум) недороги и часто просты в использовании, когда речь идет о создании приложений. Это означает, что новое поколение начинающих интернет-компаний сможет приступать к работе без поддержки со стороны банков и венчурного капитала, на которую трудно надеяться в нынешних экономических условиях.

По моим расчетам, веб-приложения нового поколения будут так же отличаться от приложений для Web 2.0, как сама идея Web 2.0 отличалась от классического Интернета 1990-х.

Открытые мобильные платформы

В чем заключается одна из главных проблем, мешающих более широкому применению мобильных смартфонов на предприятиях и их использованию в бизнесе в целом? Все просто: это нехватка хороших приложений для подобных устройств и жесткая привязка многих имеющихся удачных приложений к определенной платформе или конкретному провайдеру услуг сотовой связи.

На протяжении многих лет разработчики жаловались, что для создания популярного мобильного приложения им необходимо потратить массу времени и ресурсов, приспосабливая его к различным платформам и устройствам. Но даже после этого им приходится иметь дело с расценками и прихотями основных провайдеров, которые решают, какие приложения предлагать для того или иного устройства. Если оставить в стороне провайдеров, то все остальные прекрасно понимают, что такая система порочна.

Первый луч света в темном царстве мобильных приложений появился после выхода iPhone и других устройств, позволяющих получить удобный доступ в Интернет. Благодаря этому некоторым программистам удалось полностью отказаться от согласовывания своих приложений для мобильного Интернета с провайдерами. Однако в целом это не решило проблему для всех создателей мобильного ПО, и к тому же сохранились определенные ограничения, такие как невозможность работы с приложениями в офлайновом режиме.

Только открытие в нынешнем году магазина Apple App Store действительно продемонстрировало, что может произойти, если предложить пользователям хотя бы ограниченный выбор приложений для мобильных телефонов. С какой стороны ни посмотри, App Store добился больших успехов, предоставив пользователям iPhone варианты из нескольких приложений. Этого было достаточно, чтобы вызвать жгучую зависть владельцев других аппаратов.

Но при всем том Apple App Store далек от совершенства. Он по-прежнему привязан к одному устройству и к одному провайдеру и всё так же ограничивает свободу разработчиков и выбор приложений. Только распространение устройств Google Android может сделать мобильные приложения по-настоящему открытыми.

Магазин Android Market, как и Apple App Store, упростит пользователям поиск приложений для своих устройств. Однако потенциально он предназначается для любых работающих под управлением Android устройств независимо от провайдера услуг связи. Кроме того, он будет предлагать бесплатные, открытые и коммерческие приложения, а также накладывать на разработчиков лишь незначительные ограничения.

По моим расчетам, когда эти магазины приложений полностью развернут свою деятельность, они вынудят производителей других операционных систем для мобильных устройств и коммуникационные компании создавать столь же открытые рынки приложений для своих устройств.

В результате в 2009 г. мы наконец-то увидим первые признаки бурного роста мобильных приложений, которого ожидаем уже несколько лет, и еще на один шаг приблизимся к такому положению, когда будет предлагаться практически столь же богатый выбор способов мобильного доступа в Интернет, какой сейчас имеется для стационарного.

“Вычислительные облака”

Некоторых, возможно, удивит, если я скажу, что в 2009 г. появятся “компьютерные облака”. Но в конце концов лишь немногие технологии привлекают сейчас так много внимания и вызывают столько шума, как “облачные вычисления”.

Хотя не всё, что говорится по этому поводу, можно считать верным и заслуживающим внимания, в принципе тема “вычислительных облаков” заслуженно пользуется популярностью. Достаточно побывать на таких конференциях, как DemoFall и TechCrunch50, чтобы убедиться, насколько она важна.

На обоих этих мероприятиях можно было видеть, что идея “вычислительного облака” отразилась на множестве вновь созданных продуктов и компаний и не только на ориентации самих продуктов.

Масса изделий, впервые представленных на этих выставках или не представленных, но выпущенных в течение нескольких последних недель, опирается на инфраструктуру и ресурсы “вычислительного облака”. Создавшие их начинающие компании не расходуют свои ограниченные средства на серверные фермы и прочую инфраструктуру ИТ. Вместо этого они используют платформы вроде EC2 (Elastic Compute Cloud) корпорации Amazon и Force.com компании Salesforce.com для запуска своих приложений и предоставления к ним доступа клиентам. Поскольку популярность этих платформ растет, владельцы просто наращивают их производительность.

На многих направлениях начинающие фирмы оказались на передовых рубежах, и уже достигшим определенной известности компаниям предстоит их догонять. Правда, я ожидаю, что в следующем году данная тенденция сохранится.

Поскольку не приходится рассчитывать на скорое оживление экономики, возможности для создания интернет-представительства и предоставления клиентам компьютерных ресурсов с использованием платформы “вычислительного облака” будут привлекательны не только для стартапов, но и для более известных компаний.

Кроме того, платформы “вычислительного облака” допускают создание все большего числа различных типов виртуальных машин. Поэтому компаниям будет проще использовать “облака” для запуска любых приложений, какие они пожелают развернуть.

Семантический поиск

Многие люди давно уже интересуются семантической сетью. Ведь она позволит по-новому, более точно раскладывать по полкам и воспринимать размещенные в Интернете данные и контент, откроет гораздо более широкие возможности для создания приложений, управляющих этой информацией.

Сначала казалось, что основные выгоды от создания семантического веба достанутся поисковым системам. Но на протяжении многих лет владельцы таких машин не проявляли большого интереса к семантическим технологиям. Правда, только до недавнего времени.

За последние месяцы в области семантического поиска развернулась бурная деятельность. Множество новых (таких, как фирма Hakia) и старых (вроде компании Ask.com) игроков включают в свои продукты семантические технологии и функции.

Это имеет глубокий смысл. В сущности семантические технологии призваны значительно улучшить поиск при запросах определенного типа, в особенности когда речь идет о весьма детальных и используемых при проведении исследований запросах. С помощью усовершенствованных процедур разметки, сортировки, категоризации и анализа структуры запросов упомянутые компании открывают возможности для совершенствования поиска. На фоне весьма ограниченного прогресса поисковой технологии Google за последние годы семантический поиск может стать существенным подспорьем в конкурентной борьбе с этим титаном. Во всяком случае эта технология может оказаться вполне жизнеспособной.

Конечно, технологии семантического поиска все еще очень молоды. Некоторые из них не используют стандарты семантического веба, разработанные консорциумом World Wide Web. Другие едва ли имеют отношение к семантике и просто используют данный термин в маркетинговых целях.

Однако те, кто действительно пытается применять семантические технологии для совершенствования поиска, уже продемонстрировали расширенные возможности построения запросов, категоризации и фильтрации результатов, которые позволяют успешно выполнять детализированный поиск. По мере дальнейшего развития этих технологий в 2009 г. могут появиться новые усовершенствования в механизмах поиска, гораздо более значительные, чем за последние пять лет.

Конечно, в 2009 г. проявятся и другие тенденции. Некоторые технологии, представляющиеся нам сегодня важными, начнут увядать. Тем не менее совершенно очевидно, что в будущем году технологии, которым посвящена данная статья, будут определять направление развития бизнеса, потребительского рынка и Интернета.