НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:

Блог

О сезонном характере киберзлодейства. И об общих схемах телефонно-мобильного и онлайнового мошенничества

На прошлой неделе ОАО “ВымпелКом” (владелец торговой марки “Билайн”) подвело итоги программы по противодействию мобильному мошенничеству, реализованной во втором полугодии 2011 г.[spoiler]

Среди этих итогов особенно впечатляют масштабы мошенничества. Сообщается, что только в ОАО “ВымпелКом” проведенная проверка жалоб абонентов на мошеннические действия со стороны третьих лиц привела к блокировке 4300 федеральных номеров (в среднем, 180 номеров в неделю). При этом возвраты абонентам по установленным фактам мошенничества составили порядка 2 млн. руб.


Рекомендации потенциальным жертвам телефонных мошенников выглядят примерно так же, как и рекомендации потенциальным жертвам кибермошенников. Владелец торговой марки “Билайн” напоминает, что необходимо с осторожностью относиться к информации, полученной от неизвестных лиц. Разумеется, этих рекомендаций следует придерживаться и абонентам других сетей. Это я к тому, что на смартфон можно поставить любые самые навороченные средства антивирусной защиты, но если у владельца этого смартфона при огромном любопытстве нет элементарного чувства осторожности, то ему эти средства антивирусной защиты не помогут.

Интересно сравнить масштабы телефонного мошенничество с масштабами онлайн-мошенничества. В недавнем отчете “Киберкриминальный мир и Россия. Обзор вирусной активности в 2011 году”, подготовленном специалистами ООО  “Доктор Веб”, среди прочего говорится следующее: “Количество случаев мошеннических действий в отношении пользователей Интернета не уменьшается. Злоумышленники пускают в ход любые доступные методы, чтобы заставить пользователя отправить платное СМС-сообщение или подписать его на какие-либо услуги с ежемесячной абонентской платой. Фантазия сетевых мошенников поистине неисчерпаема: в ход идут и липовые розыгрыши призов, и поддельные файлообменные сети, жулики предлагают доверчивым пользователям доступ к телефонным и генеалогическим базам, поиск двойников и родственников, гадания по линиям ладони, звездам и картами Таро, составление индивидуальных гороскопов и диет…”.

Ниже приведен график, показывающий динамику выявления количества мошеннических сайтов, использующих методы социальной инженерии.



При взгляде на данный график сразу же возникают вопросы: “С чего это вдруг пик выявленных мошеннических сайтов пришелся на сентябрь-октябрь? Киберзлодеи поистратились в отпуск и решили пополнить свои кошельки?”.

Вот как отвечает на эти вопросы руководитель пресс-службы ООО "Доктор Веб" Кирилл Леонов: “Весна-осень -- пики активизации любого мошенничества. В частности, сетевого. К тому же разница между интернетом и реальной жизнью почти стерлась. Поэтому мошенничества совершаются по примерно одинаковым схемам. Но люди все равно  ловятся: ( В чем причина? Да в том, что регенерация Интернет-аудитории очень велика. Постоянно ощущается прирост новых пользователей, не обремененных знанием хотя бы основных правил антивирусной гигиены”.

Одним словом, идет классическое развитие по спирали: все возвращается на круги своя, только на более высоком уровне. Обычные мошенники превратились в кибер- и телефонных мошенников. И, подобно О. Бендеру, просто играют на человеческих слабостях (правда, уже с использованием информационных технологий)...

Можно добавить ещё одну аналогию: в банды с четким разделением труда сколачиваются не только обычные (“офлайновые”) преступники, но и киберзлодеи. Однако это тема отдельного разговора.