Российский рынок систем идентификации пользователей и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (IDM) входит в тройку наиболее быстро развивавшихся в последние годы отечественных ИКТ-рынков. В 2014 г., по экспертным оценкам, его рост составит несколько менее 10%. Это один из немногих российских ИКТ-сегментов (как считают эксперты, доля таковых составляет не более 10%), где ситуацию для импортозамещения можно рассматривать как благоприятную.

Прежде всего следует отметить, что в сегменте IDM в настоящее время работают несколько сильных российских компаний-разработчиков, из которых наиболее амбициозной в этом направлении за последние три года выглядит «Аванпост». По оценкам ее генерального директора Андрея Конусова, к концу 2014 г. доли российского рынка IDM в денежном исчислении распределяются между ведущими IDM-вендорами следующим образом: Oracle — 40%, «Аванпост» — 30%, IBM — 20%, оставшиеся 10% распределены между другими представленными в России вендорами, среди которых следует отметить Microsoft, «Инфосистемы Джет», «ТрастВерс», а также двух новичков (на российском рынке) SailPoint и Dell.

Как считает г-н Конусов, по функционалу программный комплекс Avanpost составил в последние годы сильную конкуренции в российских IDM-проектах продуктам таких компаний, как Oracle, IBM и Microsoft. Однако пришедшему на российский рынок в этом году продукту компании SailPoint, лидера в магическом IDM-квадранте Gartner, Avanpost пока проигрывает в удобстве использования и возможностях аналитической обработки собираемых комплексом данных. Именно реализация этих технологических свойств IDM-продукта должно стать, как считает г-н Конусов, главным направлением развития Avanpost на ближайшие пару лет.

Инвестиции, необходимые для технологического совершенствования своего продукта и общего развития компании, руководство «Аванпоста» намерено искать как внутри России, так и за рубежом. Достигнутое компанией за последние три года положение, по мнению г-на Конусова, позволяет надеяться на российские государственные инвестиционные фонды, которые в настоящее время, существенно недовыполняя свои планы вследствие строгого контроля за коррупцией и высокого процента неудачных стартапов, ищут проекты, надежные для инвестиционных вложений. Как рабочий, даже в условиях действующих экономических санкций, рассматривается также вариант продажи миноритарного пакета акций компании респектабельным иностранным инвестиционным фондам.

SailPoint и Dell, со своей стороны, должны будут потратить ближайшие два года на создание инфраструктуры продвижения и поддержки своих продуктов — на эффективный партнерский канал, команду инженеров, службу технической поддержки. Им также предстоит добиться узнаваемости своих брендов в России и наработать портфель успешных внедрений.

Не намерены сдавать свои позиции в России и мэтры направления IDM. Oracle, например, ориентируясь на свой здешний опыт последних лет, существенно изменила порядок лицензирования, сократив минимальный пакет закупки своей IDM-системы с 5 тыс. лицензий до 500, и увеличила скидки.

Сильно осложняют ситуацию для иностранных вендоров колебания курса рубля. Если они продлятся более чем на год, то с большой вероятностью им (большая часть которых не заявляет о намерениях покинуть российский рынок) придется установить в России специальные рублевые цены, которые будут корректироваться с приемлемой для рынка периодичностью, а не следовать за волатильным валютным курсом, поскольку крупные российские заказчики категорически отказываются рассматривать предложения, в которых цены скачут вслед за курсом.

Экономические санкции против России повышают для российских компаний риски, связанные с приобретением и технической поддержкой иностранных ИКТ-продуктов, поставщики которых в подавляющем большинстве обременены выполнением требований этих санкций. Это в основном относится к вендорам из стран Западной Европы и Северной Америки. В результате для них под вопросом оказываются вложения российских компаний в продление технической поддержки ранее приобретенных продуктов и тем более в новые закупки.

Хотя IDM-системы пока и не подлежат по действующим в России правилам обязательной ИБ-сертификации, заказчики сами вносят некоторые из таких требований как обязательные в условия некоторых тендеров. Поэтому иностранным IDM-вендорам резонно готовиться открывать программные коды своих продуктов российским сертификационным лабораториям, а также тратить деньги и время на получение российских сертификатов. Это тем более важно, что объем госзакупок в денежном исчислении в ИКТ превышает 50% объема рынка, а сокращение ИКТ-бюджетов в коммерческих структурах в разы превосходит сокращение ИКТ-бюджетов в госсекторе.

Комментируя технологические стратегии направления IDM в России и отмечая, что программный комплекс Avanpost уже в состоянии поддерживать IDM-функционал в инфраструктуре облачных сервисов, г-н Конусов обращает внимание на то, что сегодня действующие в России провайдеры облачных ИКТ-сервисов пока не рассматривают облачные IDM-решения как востребованные клиентами и выгодные для себя. Изменения ситуации следует ожидать тогда, когда провайдеры и клиенты будут готовы переносить в облака критичные для бизнеса приложения.

Однако к этому времени у зарубежных IDM-вендоров, скорее всего, будет преимущество в опыте промышленных внедрений и эксплуатации облачных IDM-решений, поскольку они опережают российский ИКТ-рынок в развитии облачных технологий и спроса на облачные ИКТ-сервисы.