Технологии мобильной связи являются сегодня одним из движителей развития инфотелекоммуникационного (ИКТ) рынка. Наиболее активно в ИКТ развивается направление индивидуальных (консъюмерских) продуктов. Корпоративный сегмент при этом испытывает ощутимое давление со стороны такого рода продуктов и услуг, особенно в области корпоративных мобильных решений на фоне массированной цифровизации жизни конечных пользователей, ярким проявлением которой является Интернет вещей, взрывным образом расширяющий спектр носимых пользовательских устройств сетевого доступа. Эта тема среди прочих обсуждалась на прошедшей в Москве 23 октября конференции «День корпоративной мобильности — 2014», организованной компанией «АйТи» при поддержке PC Week/RE.

Согласно данным аналитических отчетов, сегодня на одного сотрудника среднестатистической компании приходится три мобильных устройства, 65% таких сотрудников работают удаленно из разных мест, более 80% используют при этом некоммерческие облачные сервисы, а в целом — более 200 программных приложений. По подсчётам компании «Билайн», в следующем году в России будет использоваться 63 млн. смартфонов и 12 млн. планшетов.

Давление цифровизации жизни конечных пользователей на корпоративный сегмент настолько ощутимо, что в области корпоративной мобильности (КМ) оно даже вызвало к жизни движение «принеси на работу свое устройство» (BYOD). По данным «АйТи», более чем в половине российских предприятий и организаций сотрудники используют на службе собственные мобильные устройства для подключения к корпоративной сети и только в трети получают планшеты и смартфоны от работодателя.

Вместе с тем опросы, проводимые аналитическими и вендорскими компаниями, показывают, что в настоящее время движение BYOD из фазы эйфории с её очарованностью удобством (для пользователей) и выгодами (для работодателей) переходит к фазе трезвой разносторонней оценки последствий такого движения на практике.

При внедрении решений для поддержки мобильного доступа в компаниях, в том числе и в рамках проектов BYOD, главным сдерживающим мотивом по-прежнему остаётся проблема информационной безопасности (ИБ). Согласно данным аналитической компании Forrester, на это указывают 77% участников одного из ее опросов.

Для решения всего спектра задач, связанных с управлением КМ, в том числе с обеспечением ИБ в процессе эксплуатации мобильных устройств, согласно классификации компании PricewaterhouseCoopers вендоры предлагают несколько инструментов, различающихся функциональной специализацией и полнотой. Это средства Mobile Application Managemet (MAM, с фокусом на управление приложениями), Mobile Content Managemet (MCM, с фокусом на безопасное хранение данных), Mobile Device Managemet (MDM, с фокусом на управление мобильными устройствами) и Mobile Enterprise Mobility (MEM, объединяющие в себе весь упомянутый выше функционал). Специфика ИКТ-инструментов этого класса, как подчеркнул директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи» Сергей Орлик, заключается в том, что в них объединен функционал, связанный с управлением мобильными ИКТ-ресурсами и обеспечением ИБ этих ресурсов.

Важным фактором, на который обратил внимание председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров, является активное участие российских разработчиков на рынке решений для КМ практически с самого начала его формирования в мире. С одной стороны, их продукты наиболее точно отвечают запросам отечественных корпоративных заказчиков, в том числе и в сфере обеспечения информационной безопасности КМ (требования к которой, по его словам, очень специфичны в нашей стране), а с другой — ранний старт обещает им конкурентные перспективы на рынке международном.

Российские организации в большинстве своем (около 70% участников опроса «АйТи»), как отметил Сергей Орлик, по-прежнему не допускают хранения своих данных в облачной инфраструктуре внешнего провайдера и предпочитают развертывать решения для КМ на базе собственных корпоративных ЦОДов.

При этом здоровый консерватизм корпоративных ИБ-служб входит в противоречие с не менее здоровым стремлением персонала сделать свои рабочие места более комфортными за счет использования привычных и удобных персональных устройств. Подобное противоречие, по словам г-на Орлика, чревато появлением в корпоративной ИКТ-инфраструктуре так называемых теневых ИТ, т. е. ИТ-ресурсов, никак не предусмотренных по документам корпоративными регламентами, но реально в этой инфраструктуре присутствующих. Использование таких ресурсов чаще всего не согласуется с принятыми и, как кажется руководству, действующими ИБ-политиками, что может привести к разрушению бизнеса.

Подобные угрозы провоцируют скепсис относительно программ BYOD в корпоративных ИТ- и ИБ-службах, а распоряжения руководства внедрять BYOD, превращая личные устройства сотрудников в корпоративные, вызывают вполне понятное недовольство ИТ- и ИБ-персонала. Поэтому важным свойством решений для КМ является разделение личного и корпоративного информационных пространств в пределах пользовательского устройства. Современные инструменты из спектра MAM-MCM-MDM-MEM позволяют это сделать и в то же время говорить о КМ в контексте единого корпоративного ИКТ-ландшафта, что в конечном итоге дает возможность повышать эффективность бизнеса.

Если судить по докладам, представленным на конференции компаниями-разработчиками — «АйТи», «ИнфоТеКС», «КРИПТО-ПРО», «НИИ СОКБ», BlackBerry, Citrix, IBM, Fujitsu, Samsung Electronics, — которые продвигают в России MAM-MCM-MDM-MEM-технологии, то их продукты в состоянии решать все упомянутые задачи обеспечения КМ, в том числе в области ИБ. «Билайн» даже счёл своевременным предложить рынку MDM в формате SaaS-услуги.

Так что дело за активизацией испытаний данных предложений в пилотных проектах, за более широкой практикой промышленной эксплуатации. Это поможет выявить детали и сравнить возможности функционирования различных продуктов для КМ в разных вариантах корпоративных ИКТ-инфраструктур.

Что же касается спроса, то ситуация с КМ-решениями типична для развивающегося рынка, входящего в стадию зрелости. Очевидно, однако, что от корпоративной мобильности российским заказчикам не уйти. Нужно подождать, когда они научатся превращать ее в конкурентное преимущество. На это, как полагают некоторые вендоры, уйдет еще года два-три.