Еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что беспроводной доступ именно по Wi-Fi будет не только возможен, но и востребован в транспорте самого разного класса и скорости. Мы провели на сайте PC Week/RE небольшой опрос просвещенных пользователей и выяснили, где же все-таки требуется мобильная беспроводка?
Оказалось, 86% опрошенных хотели бы видеть Wi-Fi в поездах дальнего следования - причем, желательно, чтобы связь была доступна на протяжении всего переезда от одного пункта назначения в другой. Сейчас это вряд ли возможно даже на трассе Москва - Санкт-Петербург: ставить базовые станции в чистом поле для операторов мобильной связи дорого. Возможно, качественный вариант UMTS/Wi-Fi будет возможен когда РЖД наконец-то реализует проект с "Русскими башнями" по установке мачт для базовых станций сотовой связи вдоль основных ЖД-трасс. Случится это, полагаю, до конца 2011 года.
Весьма востребованным оказался и интернет, который присутствовал бы в электричках и скоростных поездах до городов-спутников (это отметили 53% из нескольких сотен опрошенных нами пользователей). Все-таки далеко не всем пассажирам, оснащенным, к примеру, нетбуками, хочется тратить 30-40 минут на просмотр фильмов или сладкую дрему - есть желающие початится, побывать в социальных сетях, оставить свои впечатления в том же твиттее.
На том же втором месте (тоже 53% выборов - в этом ответе можно было указывать несколько вариантов) оказываются самолеты - как местные, так и международные рейсы. В этой связи, отмечу, что у организаторов "беспроводки" в самолетах есть реальный и платежеспособный спрос. Чуть меньше клиентов (48%) готовы использовать доступ в Сеть во время поездки в междугородних автобусах: учитывая весьма неспешное движение такого транспорта, время все-таки надо использовать с пользой. Ну и только 34% абонентов готовы работать в Сети во время поездки в аэроэкспрессах и маршрутках в аэропорт - это явно деловые люди и командировочные сотрудники.
Немаловажным был и вопрос ценообразования. Подавляющее число клиентов (59,52%) считает, что эта услуга, точнее ее стоимость, должна быть обязательно включена в цену билета: как стандартный сервис "на борту". В принципе, на развитых ранках сделать это не сложно - видимо, за исключением самолета, где доступ, по себестоимости, самый дорогой из-за использования спутникового канала. Во всех остальных случаях можно обойтись стандартными сетями мобильной связи. Еще 23% абонентов готовы платить за доступ по "домашним" тарифам оператора связи - фиксированную стоимость за каждый мегабайт или 128-256 Кбит/с (такая скорость хотя бы позволяет использовать веб-серфинг, о VoIP никто пока не говорит). Еще 16% опрошенных считают, что за длительную поездку и полет стоит платить как в отелях - 10-15 долл., но нет ограничений по трафику, а скорость - "на всех" из серии "как получится".
Кстати, структура потребностей абонентов для доступа в Сеть в движении вполне демократична. Никто не готов закачивать торренты или смотреть фильмы в режиме online (ну почти никто:). Более чем половине абонентов (52%) хватит интернет-серфинга - речь идет о социальных сетях, блогах, новостных ресурсах, службах знакомств и т.д. Почта и ICQ интересует 38% клиентов - оперативная информация о бизнесе им нужна прежде всего. Позвонить по VoIP готовы попробовать 8,33% клиентов - вот только как это воспримут их соседи? Кроме того, во многих Wi-Fi сетях, к примеру, на самолетах такой тип трафика запрещен полностью: чтобы не было раздражения со стороны других пассажиров. Ну и загрузкой медиа-контента готовы заняться 1,19% потенциальных абонентов - возможно, при, скажем, длительном полете им "помогут" встроенные в подголовник кресла, которое находится впереди, дисплеи с доступом к фильмам и казуальным играм. И не будут они "напрягать" канал доступа в Сеть