НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Военный Wi-Fi

В концерне “Созвездие” разработана линейка радиостанций широкополосного доступа для силовых структур. В нее входят изделия Р-168МРА, Р-168МРД, Р-168МРА-01, Р-168МРА-02 и Р-168МРА-03, основанные на использовании технологии Wi-Fi с канальными скоростями передачи информации до 54 Мбит/с. Они предназначены создания АСУ в тактическом звене управления (ТЗУ) вооруженных сил.
На основе этих радиостанций могут быть построены самоорганизующиеся Mesh-сети и релейные направления между бригадой и батальоном. В ячеистые сетях осуществляется ретрансляция на дистанции, протяженностью до пяти интервалов (расстояние каждого пролета до 6 км). В случае применения высокоподнятых антенн при передаче данных и видео длина пролета возрастает до 26 км, а протяженность линии до 130 – 150 км.
Сообщение об этой разработке было сделано на конференции “Профессиональная мобильная радиосвязь” в Москве. Подробнее известно только об одном изделии серии Р-168МРА-02, которое работает по протоколу IEEE 802.11g. Скорость передачи данных до 20 Мбит/с (канальная скорость до 54 Мбит/с). Применяется адаптивная автоматическая настройка параметров модуляции и кодирования под канал связи.
Р-168МРА-02 работает в диапазонах 500 – 645 МГц и 1,5 – 1,75 ГГц. По утверждению разработчиков, изделие не только не уступает иностранному аналогу TRS-4200 S-WiFi компании Theles, но и превосходит его по дальности действия (20 км против 3 км), правда, при большей мощности передатчика (10 Вт и 0,5 Вт соответственно). По словам докладчика, военным Wi-Fi уже оснащена 5-я бригада, расквартированная в Подмосковье. Теперь дело за малым: надо, чтобы новая техника пошла в серию и в полной мере встала на вооружение в ТЗУ российской армии.  
Александр Сереев
Уважаемый Пётр, сразу видно, что в военных средствах связи вы полный дилетант, вы уж не обижайтесь. Для военной радиосвязи очень важна скрытность. Причём не только невозможностью расшифровать сообщение (это было возможно ещё в Чечне, где применялась аппаратура засекречивания типа "Историк"), но и самим фактом выхода радиостанции в эфир.
Современная военная радиосвязь - это возможность работать как с шумоподобными сигналами, уровень которых ниже естественного радиофона (понятно, что под этим подразумевается не только атмосферные явления, но и вся совокупность работы в эфире различных радиоизлучающих устройств), так и возможность работы в некотором радиодиапазоне (довольно широком) с псевдослучайным перескоком частот по определённому алгоритму (он изменяется регулярно, либо сразу, если алгоритм скомпроментирован - например, в результате предательства или утери радиостанции). Этот перескок осуществляется несколько тысяч раз в секунду, так что для синхронизации нужна аппаратура высокого класса, создать котрую возможно лишь высокоразвитым государствам.
Из-за большого разброса частот при перескоке и малой энергетики для каждой длины волны отследить сам факт радиопередачи, как и запеленговать его, значительно труднее.
Тем же целям служат и шумоподобные сигналы, только в этом случае их преимущество - крайне затруднительная возможность подавить работу такой станции противником вследствии необходимости глушить огромный частотный диапазон, для чего придётся задействовать гигантские электрические мощности - не менее сотен тысяч киловатт-часов элетроэнергии. А откуда взять эти киловатты в полевых (или даже стационарных) условиях? Притащить "карманную" АЭС? Но даже если эта энергия и будет, то на планете Земля нет аппаратуры помех, которая может "переварить" такую мощность. Но даже если бы такая аппаратура и была, то её применение парализует управление своими войсками, что равносильно их разгрому: потеря управленя - самое страшное в Вооружённых силах любой армии, любой страны в любом времени.
К тому же, как шумоподобные сигналы, так и перескок частот не препятствуют дополнительному зашифровыванию сигнала традиционными (условно, конечно - прогресс не стоит на месте, появляются новые коды и методы шифрования) методами.
Кроме того, для военных подразделений, действующих самостоятельно в отрыве от мест базирования, очень важно автономное время работы радиостанции, которая определяется по большей степени энергетикой радиопередатчика (чем меньше - тем лучше), что определяется способом радиоизлучения и экономичностью приёмника в дежурном режиме, что определяется совершенством элементной базы, которая, в свою очередь, определяется общим развитием технологий в радиопромышленности и её способностью серийно и в больших количествах производить эту современную элементную базу, иначе стоимость самих радиостанций будет запредельной, что-то около миллиона рублей и даже выше.
Энергетика радиопередатчика определяется способом формирования радиопередачи: с обычной несущей, частично подавленной несущей и полностью подавленной несущей, а также двух- или однополосным вещавнием, когда полностью обрезается одна из боковых полос - верхняя или нижняя.
То есть, чтобы соответствовать времени (а заодно и выживаемости войск), современная радиостанция должна:
- иметь возможность работы с перескоком частот или в шумоподобном режиме, а лучше сразу (понятно, что не одновременно, хотя как знать, как знать...) и то, и другое
- иметь невысокую энергетику передачи - работа в однополосном режиме с полностью подавленной несущей
- иметь низкую потребляемую мощность в режиме приёма - как mp3-плеер с радиоприёмником
- иметь криптостойкое шифрование
- иметь высокую технологичность и ремонтопригодность, а также высокую механическую прочность: на войне бывает всякое, из которого падение с бронетехники на бетон на ходу - далеко не самое страшное
- иметь невысокую стоимость, которая обратно пропорциональна насыщенности в войсках этой аппаратурой - чтобы каждый боец имел такие радиосредства
- иметь небольшие массогабариты
- иметь возможность работы и подзарядки от источников электропитания любых напряжений - 5, 12/24(27), 36, 42-48, 110/127, 220/380 вольт, а также возможность зарядки и работы от встроенного (для ранцевых станций) или носимого (для ручных) мускульного генератора или от встроенных солнечных батарей. Последнее, правда, немного,но лучше, чем вообще ничего.
- простоту, надёжность и криптостойкость передачи алгоритма передачи перескока частоты и/или кода шумоподобного сигнала.
- высокую помехозащищённость
- стойкость к воздействию электромагнитного импульса (ЭМИ) и к воздействию проникающей радиации (нейтронные боеприпасы). Последнее особенно важно, так как, наряду с ядерными боезарядами, применение которых сегодня неочевидно, но возможно, противник может применить специальное электромагнитное оружие, например, ударно-волновой излучатель, интенствность ЭМИ которого сравнима с ЭМИ ядерных боезарядов. ЭМИ такой интенсивности запосто превратит начинку радиостанции в набор оплавленных радиодеталей. А как вы хотели?

Только такие радиостанции могут вполне соответствовать современным требованиям. Всё остальное - паллиатив и компромиссы.
Так что, Пётр, если вы и пытаетесь писать заметки про военную радиосвязь, потрудитесь хотя бы узнать про тему подробнее, поговорить с соответствующими разработчиками и учёными.
А вы про военный вайфай... Понятно, что эта тема из всех тем военной связи вам понятна более всего, но это капля в море военных телекоммуникаций.
И вообще, Пётр, ваши статьи и заметки в области телекоммуникаций (эта статья не первая, просто тут совсем швах) отдают дилетантизмом. Это не приговор, это просто повод лучше изучить темы своих статей и писать более грамотно. Хотя, даже попытка написать про военную радиосвязь уже лучше, чем ничего. Впрочем, на тему военной радиосвязи кое-что можно почитать в журнале "Радио" с ретроспективой 15 лет: там обозначались и обозначаются тенденции радиосвязи, как и теоретические обоснования, которые впоследствии находят своё применение в военных технологиях.
Успехов, Пётр, и поменьше ляпов!
Митин Владимир
Недавно сообщалось, что Минобороны России создало свой Android (РoМОС, Российская мобильная операционная система).

Вот интересно: услугами военного Wi-Fi смогут воспользоваться только обладатели мобильных устройств на базе РoМОС или эти услуги будут доступны владельцам любых планшетов и смартфонов?