Microsoft запустила продажи планшетов Surface RT на базе операционной системы Windows RT на территории России. Магазины “М.Видео” и “Евросеть” стали первыми торговыми партнерами корпорации в нашей стране, где уже сейчас за 20 990—27 990 руб. (в зависимости от комплектации) можно купить эти первые вычислительные устройства, поставляемые самой Microsoft (до этого из аппаратных средств компания продавала только игровые приставки и немногочисленные периферийные устройства для ПК). Официальная шоу-церемония начала продаж в России гаджета, с которым Microsoft связывает свои надежды по выходу на наш рынок планшетов, состоялась вечером 4 апреля в одном из столичных салонов “М.Видео”. Первым российским покупателем Surface RT оказался человек, который сообщил о себе лишь то, что является профессором РЭУ им. Г. В. Плеханова. Следом за ним счастливыми обладателями нового гаджета по счастливому стечению обстоятельств стала пара ведущих утреннего шоу “Бригада У” радиостанции “Европы Плюс”.

Surface — это общее название семейства планшетов на базе новой ОС Windows 8, которые Microsoft решила выпускать под своей торговой маркой: объявление об этом было сделано летом прошлого года, а продажи первых устройств начались в США и еще нескольких странах в октябре, одновременно с официальным выпуском Windows 8. Разумеется, Microsoft не занимается собственно их производством — эти функции в режиме аутосорсинга выполняют специализированные партнеры (сведения о них не раскрываются, по некоторой информации, основное производство сосредоточено в Китае), но корпорация несет полную ответственность за изделие как вендор. Продажи выполняются компанией как напрямую через собственную сеть магазинов и Интернет, так и через партнеров (дистрибьюторы — розничные продавцы). По нашим сведениям, первые поставки Surface RT в Россию выполнила дистрибьюторская компания OCS.

Как известно, новая ОС Microsoft реализована в двух основных вариантах — Windows 8 Pro, предназначенной для процессоров Intel-архитектуры, и облегченного варианта Windows RT для процессоров ARM (это первая ОС Microsoft, созданная для ARM). Windows 8 Pro фактически является продуктом “два в одном” — она позволяет работать как в режиме Windows 7 (с поддержкой традиционного оконного интерфейса), так и в новом “собственно Windows 8” на базе плиточного интерфейса Metro, ориентированном на использование “пальцевого” управления через сенсорный экран. Windows RT работает только в режиме Metro, т. е. в ней не могут использоваться унаследованные приложения Windows 7 и более ранних версий Windows. Windows 8 Pro поставляется как в виде автономного программного продукта, так и в предустановленном виде на новых компьютерах, Windows RT — только в составе планшетов.

Соответственно Microsoft выпускает устройства Surface в двух основных вариантах: Surface RT на базе процессоров ARM и Surface Pro на Intel (кроме Microsoft выпуском подобных средств с использованием разных версий Windows 8 занимаются, как и ранее, многочисленные традиционные OEM-партнеры корпорации). Первый тип устройств Microsoft начала продавать в мире с прошлогодней осени, второй — с 9 февраля текущего года. В Россию поставляются пока только планшеты Surface RT с флэш-памятью в 32 и 64 Гб по цене соответственно 21 и 24 тыс. руб. Кроме того, можно дополнительно купить отдельную клавиатуру-обложку, которая реализована в двух вариантах — Touch Cover (водонепроницаемая с сенсорными клавишами) и Type Cover (классические клавиши). Как отдельный продукт они продаются за 5000 руб., но сенсорную клавиатуру можно прибрести в комплекте с планшетом за 3000 или 4000 руб. (в зависимости модели устройства). Отметим, что в США Microsoft предлагает в своем интернет-магазине Surface RT по цене 500 и 600 долл. (примерно 16 и 19 тыс. руб.), а клавиатуру Touch Cover с ними — 100 долл. (для любой модели).

Планшет Surface RT имеет экран с диагональю 10,6 дюйма и разрешением 1136x786, толщина и масса устройства без клавиатуры — 9,3 мм и 680 г. Внутри находится не самый новый (выпущен в конце 2011 г.), но достаточно быстрый процессор Nvidia Tegra 3 с частотой 1,2 ГГц, 2-Гб оперативная память и встроенная флэш-память объемом 32 или 64 Гб (около 16 Гб из них занимает предустановленное ПО).

Для работы с внешними устройствами имеются USB-порт (полноразмерный), разъемы microHDMI и microSDXC, гнезда для наушников и стереодинамиков, а также порт клавиатуры и разъем для зарядного устройства. Батарея обеспечивает до 8—10 ч автономной работы устройства. Корпус планшета сделан из легкого, но прочного магниевого сплава, сзади имеется легко открываемая подставка для стационарной работы с планшетом. Также просто и надежно с помощью магнитов присоединяется клавиатура-обложка. Для беспроводной связи существуют средства Wi-Fi (802.11a/b/g/n) и Bluetooth 4.0. Разъема для Ethernet нет, что характерно для всех планшетов, модулей 3G/LTE и GPS нет, что уже совсем не характерно.

В состав ПО Surface RT кроме штатных средств Windows RT входит новый офисный пакет Office 2013 RT (редакция “для дома и учебы”, включающая приложения Word, Excel, PowerPoint и OneNote), который совместим по форматам файлов с обычным Office 2013, но по дизайну и набору функций отличается от “старшего брата”. Office 2013 RT работает сейчас в режиме “предварительное тестирование”, производитель обещает его автоматически обновить при появлении окончательного варианта. Пользователи могут установить дополнительные приложения от Microsoft и независимых разработчиков с онлайновых ресурсов, в том числе из магазина приложений Windows 8.

Комментируя начало продаж Surface RT в России, руководитель отдела по продвижению ОС Windows Microsoft в России Мария Мелкова, отметила, что это устройство можно охарактеризовать как планшет с возможностями ноутбука, который оптимально сочетает в себе производительность и мобильность с доскональной проработкой дизайна и разумной ценой. Она выразила уверенность, что отечественные пользователи по достоинству оценят это качественно новое предложение от Microsoft. Представители российских торговых партнеров также выразили надежды на хорошие перспективы Surface RT в нашей стране, высказав прогноз о возможности того, что это устройство сможет занять до 10% местного рынка планшетов.

Насколько реалистичны эти прогнозы, можно будет судить только некоторое время спустя. Что же касается мирового опыта, то, по данным IDC, в 2012 г. за два с половиной месяца продаж Microosft поставила на мировой рынок 900 тыс. Surface RT. По оценкам агентства Bloomberg, по состоянию на середину марта было продано 1,1 млн. устройств Surface RT из 3 млн. приборов, заказанных у производителей. Напомним, что кроме Microsoft, устройства на базе Windows RT выпускают и независимые производители (Samsung, Dell, ASUS и др.), но, по мнению экспертов, доминирует в этом сегменте Microsoft с долей около 80%.

Surface Pro пользуется заметно большей популярностью: за пять недель после старта их поставок в начале февраля было продано 400 тыс. шт. Впрочем, это не так много, как у лидеров планшетного рынка. По сведениям IDC, в 2012 г. в мире было продано 128,3 млн. планшетов, из них на долю iPad пришлось 51%, только в IV квартале 2012 г. было продано 23 млн. iPad.

Сама Microsoft не называет объемы продаж своих планшетов, хотя ее руководство в целом еще в конце 2012 г. признало, что они не столь велики, как планировала компания, объясняя это узкой на первый момент продаж географией поставок и некоторыми проблемами производства. В марте в зарубежных СМИ появилась информация о том, что Microsoft может отказаться от выпуска устройств на базе Windows RT. Отвечая на вопрос о такой возможности, Мария Мелкова заявила журналистам: “Мы не комментируем слухи. Windows RT очень важна для нашей компании, мы будем продолжать ее технологическое и функциональное развития, а также активно продвигать на мировом рынке, в том числе в России”.