Со времен М. В. Ломоносова известно: если в одном месте что-то убудет, то в другом непременно что-то прибавится. В мире бизнеса действует чем-то похожее правило: что для одних печаль, то для других чаще всего радость.

А теперь перейдем к сухим фактам. Согласно недавно опубликованным оценкам Gartner, в III квартале 2011 г. (Q3/2011) в мире конечным пользователям было продано 115,185 млн. смартфонов, что на 42% выше аналогичного показателя Q3/2010 (81,133 млн. штук). При этом продажи “андрофонов” (устройств на базе ОС Android) увеличились почти втрое: c 20,544 млн. шт. в Q3/2010 до 60,490 млн. шт. в Q3/2011. Также выросли продажи смартфонов на базе iOS: c 13,484 млн. штук. в Q3/2010 до 17,295 млн. штук. в Q3/2011. А вот продажи смартфонов на базе операционных систем Microsoft действительно уменьшились: c 2,204 млн. шт. в Q3/2010 до 1,702 млн. шт. в Q3/2011. Но означает ли это, что продажи смартфонов на базе ОС Windows Phone (WP-cмартфонов) будут падать и дальше (как в абсолютном, так и в относительном выражении)? Вовсе нет!

Еще в сентябре нынешнего года IDC опубликовала отчет, в котором обрисовываются перспективы мирового рынка смартфонов вплоть до 2015 г. Согласно данному отчету (в нем рассматриваются девять платформ), в 2011 г. доля проданных во всем мире смартфонов на базе ОС Windows составит 2,7%. Но уже в будущем году она увеличится до 11,1%. Этот рост продолжится и в дальнейшем: 15,8% в 2013 г., 18,5% в 2014 г., 20,2% в 2015 г.

А вот популярность ОС Android, похоже, достигла определенного “процентного насыщения”. Cогласно оценкам IDC, в 2010 г. доля проданных во всем мире смартфонов на базе ОС Android составила 23,3%. В этом году данная доля предположительно вырастет почти вдвое (до 44,4%). Однако психологически важный 50%-ный порог она так и не перепрыгнет. Прогнозы IDC относительно этой доли таковы: от 46,4% в 2012 г. до 44,4% в 2015-м.

Разумеется, стабилизация доли не означает постоянства объемов продаж. По оценкам IDC, в 2010--2015 гг. в мире совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) смартфонов составит 27,7%. И если в нынешнем году устройств такого рода по всему миру будет продано примерно 475,5 млн., то в 2015 г. данный показатель перевалит за миллиард.

Однако вернемся к популярности смартфонных платформ, выраженной в долях рынка. Уже упомянутую в начале заметки мысль М. В. Ломоносова можно сформулировать и так: если в одном месте что-то прибавится, то в другом месте непременно что-то убудет. Причем сколько прибавится, столько и убудет. За счет чего же будет расти доля WP-смартфонов? Похоже, прежде всего за счет стремительного падения доли продаж смартфонов, функционирующих под управлением ОС Symbian. Если в текущем году данная доля (по сравнению с прошлым) уменьшилась более чем вдвое (с 36,4 до 17%), то к 2015 г. она, по оценкам экспертов IDC, упадет до исчезающе малых 0,1%.

А ведь согласно оценкам Gartner, по итогам Q3/2010 в табели о рангах популярности смартфонных платформ ОС Symbian занимает почетное второе место, существенно уступая лишь Android, но немного опережая iOS. Однако быть ей в тройке лидеров осталось недолго. Ну прямо как у Владимира Высоцкого (“Песенка про прыгуна в высоту”): “Я признаюсь вам как на духу — такова вся спортивная жизнь. Лишь мгновение ты наверху. И стремительно падаешь вниз...”.

Обратите внимание: Nokia, заключив в начале этого года стратегический альянсс Microsoft, пообещала использовать во всех своих мобильных телефонах вместо платформы Symbian систему Windows Phone. Данные планы уже начали осуществляться. Не исключено, что уже в 2011-м на российском рынке появятся смартфоны Nokia, выполненные на базе ОС Windows Phone 7.5 и анонсированные в октябре нынешнего года на конференции Nokia World 2011: топовая модель Lumia 800 (16 Гб встроенной памяти, AMOLED-экран с диагональю 3,7 дюйма, камера с разрешением 8 Мп) и более простая Nokia Lumia 710 (8 Гб встроенной памяти, 3,7-дюймовый TFT-экран, 5 Мп камера). В ряде стран Западной Европы заказы на эти смартфоны уже принимаются. При этом модель Lumia 800 предлагается за 420 евро, а Lumia 710 — за 270 евро.

Тут необходимо отметить, что в мире первые WP-смартфоны появились еще в конце прошлого года, а в нашей стране первым официально продаваемым устройством такого рода стал (в сентябре 2011 г.) смартфон HTC 7 Mozart (диагональ экрана 3,7 дюйма). Затем HTC стала продавать в нашей стране и другие WP-смартфоны. Так, в октябре начались продажи моделей Radar (диагональ экрана 3,8 дюйма) и TITAN (4,7 дюйма).

Второй компанией, официально вышедшей на российский рынок смартфонов, работающих под управлением ОС Windows Phone 7.5, стала Samsung Electronics, представившая в ноябре модель Omnia W. Samsung хотя и относительно молодой игрок рынка смартфонов, но очень сильный. Согласно оценкам Gartner, в III квартале 2011 г. корейская компания продала 24 млн. смартфонов, что превышает продажи Apple за тот же период (17,3 млн. устройств iPhone). Еще более высокие оценки дает молодому игроку агентство Strategy Analytics, аналитики которого считают, что в Q3/2011 Samsung продала 27,8 млн. смартфонов (заняв 23,8% мирового рынка этих гаджетов), в то время как Apple за данный период реализовала лишь 17,1 млн. устройств iPhone.

Похоже, что в нашей стране три перечисленные выше компании (HTC, Nokia и Samsung) и станут основными драйверами роста продаж WP-смартфонов. Необходимо также подчеркнуть, что российский рынок смартфонов растет почти вдвое быстрее общемирового. Как уже отмечалось, по итогам 2010 г. этот рынок увеличился по сравнению c 2009-м примерно на 50% (в штучном выражении). В то же время российский рынок смартфонов сильно отличается от мирового и европейского. К примеру, в Великобритании к концу 2010 г. степень проникновения смартфонов составляла 60%. То есть на 40 классических мобильных телефонов, не имеющих встроенной ОС и не поддерживающих широкополосные протоколы передачи данных, приходилось 60 смартфонов. В России в конце прошлого года данный показатель был близок к 15%, а в регионе EMEA — к 25%.

Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. И по поводу рыночных перспектив WP-cмартфонов существуют разные мнения. Однако несомненно одно: они лучше интегрируются с мобильными и настольными устройствами, работающими под управлением различных ОС Windows и лучше поддерживают различные сервисы Microsoft (например, Windows Life), а потому имеют свою аудиторию, отличную от аудитории, которая видит в смартфонах не столько средство поддержки бизнес-процессов, сколько средство развлечения и “бытовых коммуникаций”. Соотношение между этими аудиториями в нашей стране оценивалось в 2010 г. Тогда 40% опрошенных российских пользователей заявили, что используют свой телефон преимущественно для развлечений (видео, музыка, интернет-серфинг), 32% — для общения (телефонные переговоры и SMS) и лишь 28% — для работы (e-mail, бизнес-функции). Более свежими данными на этот счет автор, к сожалению не располагает.