Внимание Федеральной антимонопольной службы России к ценам на роуминг российских операторов мобильной связи, к сожалению, не привело к сколь-нибудь значимым результатам. Во всяком случае, по ценам это явно не заметно. Декларируя снижение явно завышенных цен, операторы “большой тройки” без звука готовы выплатить ФАС штраф, который Служба планирует наложить на них. Дело в том, что даже с учетом штрафов и с учетом той части стоимости услуги, которую необходимо “отдать” гостевому и транзитному операторам связи за обслуживание абонентов на чужбине, такие вызовы все равно выгодны операторам связи. Во всяком случае, говорить о том, что в этом сегменте установлены экономически обоснованные цены, пока преждевременно.

Целый ряд чиновников высокого уровня, среди которых премьер-министр Владимир Путин, первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, а также глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявили о том, что стоимость роуминга у российских операторов связи завышена как минимум в четыре раза. И что дальше так продолжаться не может — цены должны быть как в Европе. Теперь провайдерам мобильного доступа, чтобы не попасть под каток принудительного регулирования, надо пытаться продемонстрировать снижение. Причем, они это делают так умело (отказать в этом невозможно), что непросвещенному пользователю кажется — ух ты, оказывается, операторы мобильной связи глобально снизили цены на вызовы в роуминге. Но это совсем не так — это не снижение, а коррекция, к тому же, вероятно, временная из серии “сделаем, пока все успокоится — а дальше поглядим”.

Действия вполне укладываются в нехитрую схему “дымовой завесы” — под прикрытием громких заявлений ничего существенно не меняется. Отчасти это пытаются объяснить формально жесткой позицией зарубежных роуминговых партнеров, которые, якобы, настолько непоколебимы в своих роуминговых аппетитах, что переубедить их просто нереально. Однако, эту декларацию западные партнеры не особенно и подтверждают. Разумеется, нежелание что-то менять кроется в том, что доходы от роуминга, особенно сезонные всплески, традиционно позволяют операторам перекраивать свою неудачную маркетинговую активность внутри страны, это некоторый “спасательный круг” и страховка от своих ошибок. Терять ее, конечно, не хочется.

Первый вариант “дымовой завесы” — введение тарифов с камуфлирующими названиями. К примеру, ТП “Международный” декларирует для абонентов “Мегафона” при звонках в Европу, Азию, США и Канаду 5 рублей за минуту звонка на городские и 10 рублей — на мобильные номера. Это преподносится как очередное снижение тарифов. Аналогично, в МТС предлагается купить “пакет международных звонков” — цена в Европу от 7,9 руб., но при покупке 100 минут сразу. Правда, просвещенные пользователи знают, что с помощью VoIP-проектов можно по этим направлениям звонить как минимум в 5 раз дешевле заявленных цен. Сюда же относится и тюнинг тарифных опций. Как мы помним, есть тарифы на вызовы “в лоб”, а есть тарифные опции, которые позволяют снизить определенное направление вызовов — в роуминге они свои, в отличие от домашней сети, а также отличаются более высокой абонентской платой. Так вот их, к примеру, в МТС и тюнингуют по стоимости — услуга “Любимая страна” (исходящие звонки из России на номера зарубежного государства) у МТС стоила ранее 70—90 руб. в месяц, но в новостях “скидывание” 20 руб. абонентской платы преподносится как величайшее достижение тарификации.

Второй момент — снижение цен на голосовое общение в роуминге. Большинство операторов пошли по пути наименьшего сопротивления, снизив цены на вполне ожидаемом направлении — при общении абонентов в сетях дочерних или дружественно настроенных компаний в странах СНГ. Выгодно это по трем причинам — во-первых, идет “привязка” абонентов к платежам компании внутри одного холдинга (как, к примеру, в случае с МТС и “ВымпелКомом”), во-вторых — стоимость таких вызовов все равно невелика в плане себестоимости, поскольку все операторы имеют прямое подключение по своим МГ/МН-сетям. Ну и, наконец, операторам в странах СНГ тоже надо демонстрировать снижение — на Украине и в Казахстане местные антимонопольные органы тоже занимаются воспитанием своих операторов связи в плане снижения стоимости роуминговых вызовов. К примеру, у “ВымпелКома” минута вызова в СНГ (только в сетях дочерних компаний) стала стоить 34 руб., одна SMS — 9,5 руб. А “МегаФон” добавил к этим странам и некоторые государства Европы, такие как Финляндия, Польша и др., продемонстрировав падение до единой цены в 33 руб. против 46—56 руб. ранее,

Ну и, в-третьих, ситуация с SMS и data-роумингом. Снижение есть, но оно очень странное. Абонентам, к примеру, компании “МегаФон” предлагается стоимость в 100 руб. за мегабайтвместо 500—750 руб., как было ранее. Однако, это происходит только на определенных направлениях (всего 19 стран) и подобная акция носит статус временной. Придет 28 февраля 2011 г. и ее вполне спокойно отменят. Остальные операторы не сделали и этого — максимально сброшены цены в нескольких странах СНГ до 300—350 руб. и все — никаких движений дальше. Нет, для отдельных стран предложено даже снижение по стоимости от 129 руб. за мегабайт, но только если пользователь согласится прикупить сразу несколько десятков Мб за несколько тысяч рублей . К примеру, у МТС это 50 Мб за 6,4 тыс. руб. — модем в стране пребывания и контракт на месячный безлимит обойдется в три раза дешевле. С SMS ситуация куда как более оптимистичная — в СНГ можно платить 9—13 руб. против 19 ранее, но в дальнем зарубежье таких скидок ждать не стоит.

Отметим, что самая недавняя инициатива ФАС — организовать посекундную тарификацию в роуминге. В целом — вполне разумная мысль, биллинговые системы операторов связи могут тарифицировать время и трафик с любым квантом — по секунде или килобайту. Однако “продавливать” подобное решение имеет смысл в десятую очередь — на повестке дня куда как больше “тонкостей”, которые необходимо закрывать в первую очередь. К примеру, сейчас округление трафика в роуминге по 50—100 кб вместо 1—5 кб в домашней сети, невозможно запретить услугу GPRS-роуминга (кроме МТС) с помощью специальной услуги из личного кабинета, отсутствие в welcome sms (по прилету в страну) четких тарифов на связь — многие абоненты забывают, сколько стоит вызов в Россию, звонок по стране пребывания и т. д. Нет и возможности установить лимит на траты в роуминге по голосу и данным, получать уведомления о приближении к критической точке затрат (как это обязали сделать операторов в ЕС) и других полезных мелочей, которые бы предотвратили болезненные ошибки клиентов. Чаще всего, приземляясь в аэропорту другой страны и включая телефон, мы получаем кучу SMS-рекламы с предложением подключить тарифные модификаторы, но этого явно недостаточно. Посекундная тарификация, к тому же, скорее всего, будет использована компаниями для повышения стоимости минуты, как это уже было 3—4 года назад — правда, с местными вызовами. Основная трудность состоит в том, что внедрять все эти полезные мелочи операторы сами не будут — их наличие позволяет им зарабатывать дополнительные деньги, поэтому кроме как “продавливанием сверху” их не ввести. И лучше сразу списком, чтобы не растрачивать боевой порыв регулятора.