По некоторым проектам MVNO на российском рынке связи можно проследить те сегменты рынка, в которых операторы готовы “попытать счастья”, пытаясь вычерпать абонентскую базу “до дна”. Пока что наибольший успех имеют проекты в сегменте низкодоходных пользователей, определенную перспективу — проекты, которые развиваются в торговых розничных сетях . Но в “Межрегиональном Транзит Телекоме”, магистральном операторе связи, пошли по другому пути — основная ставка делается на дальние вызовы. По сути это вполне разумная попытка “перехватить” часть выручки, которая образуется у мобильных и фиксированных операторов связи и многочисленных VoIP-проектов от звонков пользователей в другие города и страны. Ну и попутно загрузить МГ/МН сеть МТТ, которая испытала значимый отток трафика в начале прошлого года, когда компании “большой тройки” перевели все подобные типы звонков в свои свежепостроенные сети.

Проект получил название “МТТ.мобайл” и является MVNO на сети “Скай Линк” — в МТТ начали его, в какой-то степени, от безысходности: долгое время регулирующие органы не выдают оператору связи DEF-коды для получения нумерации. Гневные письма руководству страны не помогают.

Пока что в MVNO запущен один тарифный план “Вместе” — по нему абонент получает прямой номер в столичном коде 499. Абонентская плата присутствует — 200 руб. в месяц, при подключении надо будет положить на счет 450 руб. Ключевая особенность тарифа — полноценная безлимитная и бесплатная связь внутри этого тарифа: голос и SMS ничего не стоят. В описании тарифа на официальном сайте МТТ нет никаких ограничений — чисто теоретически за 200 руб. абонент может разговаривать хоть 43 200 минут в месяц. Правда, скорее всего, через какое-то время ограничения все-таки введут — к примеру, 3—4 часа в день и пара сотен SMS. Но и это неплохо — по ценам вполне будет сопоставимо с проектом “Просто для общения”. Правда, Григорий Милорадов, руководитель этого проекта в компании МТТ, уверен, что такого не произойдет: “то, что безлимитно, и останется таковым”. Но он не исключил появления новых ТП, в том числе и для корпоративных клиентов.

Кстати, все особенности ТП “Вместе” будут действительны не только в домашней сети — бесплатно можно звонить абонентам услуги “МТТ.Телефон” (международные и междугородные звонки здесь пропускаются при помощи технологии SIP), а также того же тарифного плана “Вместе”, но подключенным в других регионах РФ. Таким образом, можно купить несколько тарифных комплектов в Москве и обеспечить себе связь между несколькими регионами, где есть присутствие сети “Скай Линк”. Правда, такой вариант можно будет реализовать только в начале 2011 г., когда, по словам Григория Милорадова, проект расширится за пределы МКАД.

Цены на звонки другим операторам связи вполне интересные — без разделения на мобильные или фиксированные номера, вне зависимости от дальности вызова по России 60 секунд общения будут стоить 1,36 руб. Звонок на стационарные номера по Европе, СНГ и в США — 2,99 руб. Для сравнения отметим, что у “Мультифона”, SipNet, Qip и Skype цены на звонки мобильным абонентам составляют 1,5—2,4 руб., а по России — 0,57—2,2 руб. То есть предложение от МТТ куда более интереснее других проектов, в том числе и от операторов мобильной связи.

Подобный ТП вполне может породить спрос на недорогие трубки “Скай Линка”, в том числе и б/у. Если же абонент будет подключаться с новым оборудованием, то самая недорогая модель мобильного телефона (к примеру, Skylink Simple или Hisense CS668) будет стоить ему 1,8 тыс. руб. Таким образом, базовый оператор зарабатывает не только на трафике, но и на абонентском “железе”. Все это — преимущества монооператора, развивающего CDMA2000 на частоте 450 МГц в России. Между тем, вопрос о продаже не просто тарифного комплекта, а трубки и контракта в одном коробочном продукте в МТТ “пока изучают”. “Мы готовы продавать недорогие трубки, если найдем на рынке правильное предложение по цене и оперативно решим вопрос ввоза и сертификации абонентского оборудования”, — отмечает Григорий Милорадов.

Контракты “МТТ.мобайл” продаются в салонах “Ион” со второй половины октября, но, несмотря на выгодные условия подключения, спрос невелик — первая партия специфического пока продукта MVNO оценивается в несколько тысяч штук. Для столицы это небольшая партия — нишевый спрос. Только этим можно объяснить тот факт, что сотрудники компании-продавца весьма поверхностно представляют себе условия этого продукта. Зайдя 9 ноября в салон связи на проспекте Вернадского 14А, я услышал про этот тариф и стоимость его подключения информацию, которая полностью противоречит реальности — банальных знаний у персонала “Иона” по новому продукту явно недостаточно.

Вполне вероятно, что подобный ТП кроме частных клиентов заинтересует и компании СМБ (курьеры, диспетчерские службы, доставка товаров на автомобилях) и т. д. — там, где львиная доля вызовов осуществляется между абонентам закрытой группы. Вполне возможно, что с такими ценами MVNO от МТТ может полностью подавить даже сервис Push-To-Talk для корпоративных клиентов, а также вызвать стойкое неудовольствие операторов “большой тройки": все-таки цена голосовых вызовов обрушена до предела.