Череда кризисных ситуаций этого года все-таки заставила операторов сотовой связи более системно подойти к вопросу массового оповещенияабонентов о чрезвычайных событиях с помощью мобильной связи. Как мы уже неоднократно писали, базовые сервисы Cell Broadcast в наших условиях не приживаются, а массовая SMS-рассылкане очень-то и эффективна. В этой связи интересно посмотреть на те решения, которые выводятся в “боевое” применение.

Одно из них, с незамысловатым названием хVLR, внедрили в столичном филиале “МегаФона” — это собственная разработка компании, которую по выданному ТЗ собрал один из столичных разработчиков информационных систем. Именно на его основе в октябре 2010 г. на сети “МегаФона” было развернуто комплексное решение “МЧС Информ”. До конца года это решение будет реализовано “МегаФоном” во всех регионах России. Такая высокая скорость внедрения объясняется тем, что система представляет собой надстройку над существующими системами управления сетью, она не требует мощных ресурсов для своей работы. В главном экране системы не больше десяти полей — выбор адресов БС для рассылки, пометка основных и дополнительных секторов БС, параметры рассылки — наглядно и просто.

Ключевым отличием системы от аналогов является сочетание нескольких технологий оповещения, с помощью которых можно “достучаться” до абонента и передать ему, с одной стороны, информацию о кризисной ситуации, а с другой — выдать инструкции о том, что конкретно надо делать, находясь непосредственно в месте ЧС: к примеру, где будет развернут транспорт для эвакуации, где пункт сбора раненных и т. д. Решается с помощью такой системы и еще одна важная задача, которая проявляется в случае с ЧС на транспорте — перенаправить потоки пассажиров по резервным маршрутам. Сотовый телефон для этого подходит в наилучшей степени — многие абоненты просто не обращают внимание на оповещения по громкой связи в салоне метро или пригородной электрички, а кто-то их просто не успевает услышать.

Схема работы хVLR следующая — при возникновении экстренной ситуации абонентам, которые находятся в зоне обслуживания вполне конкретных базовых станций, по 50-му каналу (обычно используется для целеуказания тарифной зоны) направляется короткое информационное сообщение по технологии CellBroadcast из серии “МЧС.ИНформ — зафиксирована кризисная ситуация, звоните по номеру...”. Больше информации и не требуется — для того, чтобы подобные данные достигли большинства абонентов, нужна краткость. Правда, подобную информацию сможет увидеть только тот абонент, у которого 50-й канал активирован для приема широковещательной передачи: судя по заявлениям технических специалистов компании “МегаФон”, “это подавляющая часть абонентов”. На самом деле, по умолчанию широковещательная передача в мобильных устройствах не включена — ее можно сделать таковой только через меню мобильного телефона. Эту ситуацию можно исправлять двумя путями — во-первых, эмитировать новые SIM-карты с установленным во встроенную память ПО, которое бы воспринимало канал экстренного оповещения и включало прием данных. Во-вторых, для передачи подобной информации о коротком номере информирования вполне могут помочь информационные колонны в столичном метрополитене — их новые модели будут оснащены как минимум двумя широкоформатными дисплеями.

Как упоминалось выше, информационная рассылка осуществляется в секторах тех базовых станций, которые прилегают к месту чрезвычайной ситуации. И в данном случае для хVLR есть варианты. Тем, кто находится на периферии зоны ЧС, идет только Cell Broadcast, а тем, что попал непосредственно в зону ЧС (точность — до 100 м, то есть радиус одного сектора БС), приходят уже SMS с более точным описанием ситуации — по сути, в данном случае все-таки реализовано “точечное” SMS-информирование абонентов. Правда, такую точность, скорее всего, можно получить только в городах с плотным размещением базовых станций, а совсем не “по всей России”, как отмечают технические специалисты компании “МегаФон”. За городом точность будет порядка 2—3 км. Кстати, получать такие сообщения будут не только собственные абоненты компании “МегаФон”, но и все роумеры, которые на момент возникновения ЧС зарегистрированы в секторе БС, по которым проходят информационные рассылки.

Пользователи, получившие информацию о коротком номере, на который они могут позвонить для прояснения ситуации (звонок, разумеется, бесплатный), смогут прослушать звуковой файл, который записывают в МЧС — там обычно кратко описывается чрезвычайное событие и даются общие рекомендации, что делать (длительность — не более двух минут). В данной схеме, правда, есть и “узкие места” — записывают звуковые файлы в МЧС и передают в ситуационный центр компании “МегаФон”... по обычной электронной почте. Речь о каком-либо выделенном канале связи с гарантированной скоростью доставки информации, равно как и об удаленном доступе в подобную систему, по какой-то причине, не идет. Кроме того, определенные вопросы вызывает и мощность IVR на коротком номере, который будет озвучиваться для абонентов сети в качестве автоинформатора — его мощность в компании не раскрывают, предпочитая говорить о том, что он может выдержать “сотни ежеминутных звонков”.

Декларируется, что хVLR не только учитывает номера, на которые отправляются информационные SMS (сбор данных ведется для последующего опроса пользователей правоохранительными органами — среди них могут оказаться свидетели ЧС), но и может комбинировать информационные сообщения. К примеру, всем кто в эпицентре — один вариант сообщения, тем кто еще туда не вошел — второй. При этом при поступлении новой информации (к примеру, куда обратиться за помощью, телефон кризисного штаба и т. д.) она может быть передана по всем номерам, которые ранее фиксировались в зоне ЧС. Причем все подобные SMS обладают повышенным приоритетом при доставке — до абонентов они дойдут даже при критической загрузке сети.

Судя по официальной информации компании “МегаФон”, в случае ЧС оператору потребуется не более 10 минут для “точечного” SMS-оповещения всех абонентов сети, находящихся в зоне бедствия — управлять подобными действиями будут специалисты Федерального центра управления и мониторинга компании-оператора, который находится в столице.

К сожалению, MMS разослать таким образом не получится — хотя они могли бы продемонстрировать, к примеру, карту с точками эвакуации. Однако, MMS-центр обычно требователен к ресурсам, которые требуются для доставки таких сообщений, да и не у всех абонентов оконечные устройства поддерживают этот тип сообщений — поэтому подобный функционал признан избыточным и не реализован.