Проекты, тестовые внедрения и даже реально действующие схемы взаимодействия между продавцом и покупателем, при которых оплата товаров и услуг происходит с помощью технологии NFC, “зашитой” в банковской карте или терминале мобильной связи, внедряются в любой развитой в телекоммуникационном плане стране. Наиболее восприимчивы к подобным техническим новшествам операторы связи, финансово-кредитные институты, транспортные компании и торговые предприятия: все они готовы включиться в инфраструктуру микроплатежей, которые самые обычные пользователи совершают во множестве.

Формально в России выпущены десятки миллионов банковских крат, и на руках у пользователей находятся сотни миллионов SIM-карт, куда можно загрузить приложения, готовые работать с NFC (правда, для этого в терминал еще надо будет установить специальную антенну). Несмотря на вроде бы четкое понимание микроплатежей, операторы связи пока что стараются продвигать такие проекты с помощью банков. В идеале первые массовые NFC-проекты могут стартовать уже до конца 2010 г. в сфере транспорта: технологическое развитие этих компаний на высоте и их не надо особенно уговаривать внедрять новые методы оплаты, поскольку рассматриваются все возможные варианты повышения собираемости платежей. Таким образом, если обещания операторов сотовой связи и транспортных компаний не окажутся фикцией, то скоро в столичном и петербургском метро можно будет платить за проход через турникеты не только картой, жетоном или банковской картой, но и перечисляя деньги с помощью мобильника.

Основным мобильным провайдером, пробивающим подобную идею в столице является МТС (технический партнер — “Ситроникс Смарт технологии”), в Санкт-Петербурге — “МегаФон” (технологический партнер — Ambiq Technologies). Правда, схема реализации будет несколько сложноватой, но полностью укладывающейся в наше непростое законодательство. В любом случае SIM-карты клиентов, пожелавших использовать такой сервис, будут меняться на модифицированные, в которых будет содержаться NFC-чип — для пользования новым сервисом абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстоянии 10 см.

Согласно первому варианту тарификации к этому чипу будет “привязано” специальное приложение. Оно будет по GPRS или SMS отправлять данные о факте оплаты проезда на специально выделенный сервер оператора сотовой связи, который, в свою очередь, будет связываться с банком. Как и в случае с бесконтактными банковскими картами, оснащенными транспортным приложением, оплата проезда будет осуществляться в конце месяца единым списанием — но с банковского счета, а не с мобильного счета у провайдера связи. NFC в данном случае будет только подтверждать факт прохода турникета.

Второй вариант предполагает возможность покупки электронного билета для прохода в метрополитен через перечисление средств с мобильного счета абонента. Электронный билет (файл) загружается в память телефона и позволяет использовать телефон вместо карты оплаты для прохода в метро: система “знает”, какой номер телефона оплатил определенное количество поездок и открывает его владельцу доступ через турникет. Оплатить необходимое число поездок абонент сможет через специальное приложение, которое будет находиться на его SIM-карте: там же будет указан остаток оплаченных поездок.

Если эксперимент будет признан удачным, а оснащение антеннами и NFC-чипами мобильных терминалов удастся организовать достаточно легко, то перед операторами связи открывается огромный транспортный рынок: ведь автоматизация оплаты за проезд уже давно ведется не только в Москве, но и в Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и т. д. Причем основные аргументы участия в подобных проектах очевидны: исчезают проблемы с подделками билетов, организуется быстрое взаимодействие с банками, нет необходимости оборудовать каждый автобус контрольно-кассовыми аппаратами. А кроме того (и это один из самых значимых аргументов), происходит точный расчет с государством за перевозку льготников.

Следующим шагом станет применение NFC для оплаты небольших покупок: нечто подобное прорабатывают Visa и Mastercard во множестве своих региональных подразделений. Основная задача — установка NFC-чипа в слот карты памяти microSD, который есть во многих современных мобильных телефонах (к примеру, решение In2Pay microSD). Приложение для работы этого чипа оператор вполне может загрузить “по воздуху”. Как отмечает генеральный директор “Ситроникс Смарт Технологии” Владимир Гаев, на российском рынке 90% SIM-карт обладают встроенной памятью в 64 кб. При средненормативном размере одного приложения на Java в 10 Кб (включая 3–5 кб пользовательских данных и ключи безопасности), на такую SIMку можно записать три программы. Одна из них идет “по умолчанию” — это встроенное ПО от оператора связи, с помощью которого можно заказывать дополнительные контент-услуги и проводить операции со счетом. А вот два места обычно вакантны — на одно из них вполне можно поставить банковское приложение, которое будет и управлять счетом, и помогать расплачиваться в торговых точках с помощью микроплатежей, а на второе — транспортное, с помощью которого можно будет обеспечить проход в метро или оплатить проезд на автобусе. Таким образом, мобильная коммерция и мобильный банкинг доступны для значительной части пользователей: дело стоит за запуском подобных проектов и “железом” на стороне тех, кто этот платеж принимает.