Согласно результатам глобального исследования PwC «Взгляд на риски: обеспечение конкурентного преимущества в условиях нестабильности», 73 % руководителей опрошенных компаний считают, что число рисков, с которыми сталкиваются их компании, растет. При этом результаты исследования также свидетельствуют о том, что в целом компании не управляют эффективно возросшими рисками. Только 12 % респондентов продемонстрировали качества, характерные для настоящих лидеров в области управления рисками.

Изменения, связанные с макроэкономической ситуацией, и динамика развития рынков оказывают существенное влияние на сегодняшнюю бизнес-среду. 80% российских респондентов отмечают рост рисков, угрожающих их компаниям. Отставание по эффективности управления ключевыми рисками прослеживается между глобальными и российскими компаниями. Среди таких рисков выделяются стратегический риск (76% глобальных респондентов эффективно управляют ими, в то время, как лишь 16% российских респондентов могут утверждать это), финансовый риск (54% глобальных и лишь 16% российских респондентов) и репутационный риск (57% глобальных и 20% российских респондентов).

Отчет составлен по результатам опроса более 1200 топ-менеджеров и членов советов директоров компаний. Согласно полученным данным, лидерами в области управления рисками являются компании, в которых используется комплексный подход к анализу рисков, а функция управления рисками взаимодействует с бизнес-подразделениями в процессе принятия стратегических решений. Финансовые показатели данных компаний дают основание утверждать, что управление рисками позволяет им повысить эффективность и обеспечить рост бизнеса. В течение последних трех лет 55 % компаний из числа лидеров в области управления рисками демонстрировали в своей отчетности рост рентабельности бизнеса, при этом у 41 % компаний годовой показатель рентабельности превысил 10 %.

«В условиях резкого повышения рисков руководителям компаний приходится постоянно принимать решения по защите бизнеса, а также стремиться к улучшению финансовых результатов, — отмечает Дин Симоун, руководитель практики консультационных услуг в области анализа и контроля рисков, PwC в США. —Эти две задачи можно легко объединить и найти для них решение. Для этого необходимо интегрировать процесс управления рисками в жизненный цикл компании. Потребуются инвестиции для разработки эффективной стратегии, но в результате можно получить огромную выгоду и конкурентное преимущество».

«Ощущения неопределенности и нестабильности становятся неотъемлемой частью сегодняшней бизнес-среды, такая тенденция сохранится и в будущем. Это становится новой нормой, и текущий год еще раз стал тому подтверждением, — прокомментировал Тим Клау, руководитель отдела анализа и контроля рисков, PwC в России. — Чтобы компании были успешными, им необходимо рассматривать вопросы, связанные с управлением рисками в долгосрочной перспективе; вооружаться знаниями и накапливать практический опыт, необходимый для принятия эффективных управленческих решений, основанных на самой актуальной информации; своевременно прогнозировать и принимать меры по снижению рисков, использовать новые возможности и, тем самым, способствовать повышению эффективности бизнеса в целом».

Согласно результатам исследования PwC, компании-лидеры в области управления рисками отличаются от других организаций по следующим четырем основным аспектам.

Лидеры в области управления рисками понимают, как взаимосвязаны риски и как они воздействуют на бизнес. 70 % компаний из числа лидеров в области управления рисками понимают каким образом риски взаимосвязаны и как реализация одного риска повышает вероятность наступления другого. Среди российских компаний, которые приняли участие в исследовании, такое понимание есть лишь у 24 % респондентов.

У лидеров в области управления рисками сложилось стратегическое понимание своего «риск- аппетита», и они демонстрируют готовность к принятию рисков. Лидеры в области управления рисками формируют концепцию развития с учетом информации о рисках, и для них в большей степени характерно заявление о высоком или очень высоком уровне риск-аппетита. Почти 90 % компаний — лидеров в области управления рисками для обеспечения роста бизнеса все более активно используют подходы, в основе которых лежит выявление и оценка рисков.

«Одним из важнейших шагов на пути к формированию комплексной и правильной концепции управления рисками является анализ бизнес-рисков и оценка степени влияния одних рисков на другие, — отмечает Брайан Шварц, руководитель практики консультационных услуг в области корпоративного управления, управления рисками и обеспечения нормативно-правового соответствия, PwC в США.

Лидеры в области управления рисками гораздо чаще говорят о скоординированной работе на уровне всех бизнес-подразделений. 90 % респондентов отметили, что их программы по управлению рисками полностью или в значительной степени приведены в соответствие с процессом стратегического планирования, тогда как среди компаний, не относящихся к лидерам, такой ответ дали лишь 36 % респондентов. Для данных компаний также характерно то, что их программы по управлению рисками в большей степени приведены в соответствие с задачами других функциональных подразделений, например: финансовой функции (93 % компаний из числа лидеров и 58 % компаний, не относящихся к лидерам), службы внутреннего аудита (95 % и 65 % соответственно) и функции обеспечения нормативно-правового соответствия (комплаенс-функции) (93 % и 55 % соответственно).

«Руководители компаний рассматривают существующую сегодня бизнес-среду как с точки зрения имеющихся угроз, так и с точки зрения открывающихся возможностей, причем соотношение между угрозами и возможностями примерно равное», — отметил Деннис Чесли, руководитель глобальной практики PwC по оказанию консультационных услуг в области управления рисками. По его словам, чтобы сохранить бизнес и обеспечить его дальнейшее развитие в этих условиях, компании должны осуществить масштабные преобразования во всех своих подразделениях, которые обеспечат им конкурентное преимущество.

Лидеры в области управления рисками применяют более сложные методы, направленные на предупреждение рисков и управление ими. Среди компаний — лидеров 46 % отметили, что они тратят больше времени на количественную оценку рисков и подготовку упреждающих мероприятий, чем на принятие мер в ответ на реализовавшиеся риски. Среди компаний, не входящих в группу лидеров, лишь 21 % отметили аналогичный подход к управлению рисками. Лидеры также используют широкий набор инструментов для эффективной интеграции результатов анализа. К таким инструментам относится выявление и прогнозирование новых рисков (96 % компаний из числа лидеров и 59 % компаний, не относящихся к лидерам), «сканирование горизонтов» и применение системы индикаторов раннего предупреждения о возникновении рисков (81 % и 33 % соответственно), а также построение организационной структуры, устойчивой к риску (88 % и 42 % соответственно). Новые методы анализа значительно облегчают процесс интеграции разрозненных данных, что позволяет на выходе сформировать мощный аналитический ресурс.

Риски неизбежны в любом бизнесе, однако негативных последствий от наступления рисков можно избежать. Согласно результатам исследования, PwC «Взгляд на риски: обеспечение конкурентного преимущества в условиях нестабильности», ключевую роль в повышении качества аналитической информации о рисках, с которыми сталкивается компания, играет использование тщательно продуманного подхода, обеспечивающего: увязывание процессов управления рисками с процессом стратегического планирования и бизнес-процессами; понимание взаимосвязей между различными видами рисков и уровня риска, который компания готова принять; эффективное использование мониторинга рисков и отчетности по рискам, с тем чтобы на основании собранных данных получать ценную аналитическую информацию; рассмотрение растущих и новых рисков в упреждающем режиме для целей своевременного выявления потенциальных угроз и возможностей.