НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:

Блог

Кадры решают не всё!

Всё решает система подготовки кадров![spoiler]

Этот вывод напрашивается из слайда, который вы видите ниже и который был продемонстрирован 25 июня участникам III Международной конференции “С новыми образовательными технологиями к новым образовательным результатам. Международный опыт и лучшие российские практики”.



Из этого слайда следует, что в Сингапуре, где по оценкам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и других рейтингов, разработана самая эффективная в мире система образования, ВВП страны с 1970 по 2013-й год вырос в 160 раз. Ещё один положительный пример – Южная Корея, где за тот же период ВВП вырос в 140 раз и где ИКТ активно используются в учебном процессе.

Упоминается на этом слайде и Китай (рост ВВП в 100 раз), где школы объединены в образовательные комплексы (кластеры) и где хорошо налажен обмен интеллектом. Также упомянуты Япония (рост ВВП в 25 раз), где зафиксирован 100%-ный охват учебных заведений ИКТ и робототехникой и где доп. образование обязательно для всех и Финляндия (рост ВВП в 23 раза), где все школьники имеют индивидуальные планы обучения и где в чести так называемое инклюзивное образование, которое строится на том, что все дети -- индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Где в этом рейтинге находится наша страна, автор данного слайда (Александр Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем (ИМОС), руководитель лаборатории теории и методики обучения по программам Международного Бакалавриата ГБОУ ВО МГПУ, научный руководитель компании LANIT Education Technologies) не упомянул. Однако некоторое представление о динамике ВВП России дает расположенный ниже слайд, который можно найти на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.



Источник: Сайт Министерства финансов РФ, июнь 2015 г.

Легко заметить, что отечественный ВВП растет не столь быстро, как в упомянутых выше странах, где cо школьного возраста система подготовки кадров базируется на широком использовании информационно-коммуникационных технологий и прогрессивных образовательных методиках, основанных на индивидуализации обучения.

Впрочем, не все считают, что в России для роста ВВП следует радикально менять сложившуюся в стране систему образования. Многие думают, что менять вообще ничего не надо. Так например, вчера на сайте Минэкономразвития появилось интервью Алексея Улюкаева “Надо доводить до конца то, что решили раньше”. В нем министр экономики выражает уверенность в том, что сейчас основная проблема — это не углубление спада ВВП, а восстановительный рост следующих двух лет: он обещает быть слабым и неустойчивым. “Дело не в отсутствии креативных идей для прорыва считает министр. -- Они не нужны: 2016–2017 годы, необходимо потратить на доведение до стабильного результата всех реформ, начатых в последние годы”.

Впрочем, не только г-н Уюкаев отрицает необходимость радикальных перемен.

“Обсуждение прихода в школу мобильных образовательных устройств разделило и педагогическую общественность, и родителей на два лагеря, -- отмечает кандидат педагогических наук, генеральный директор ГАОУ Республики Марий Эл “Лицей Бауманский” Григорий Пейсахович. -- Одни видят в обучении с использованием планшетов и электронных учебников стратегический прорыв, а другие считают, что это приведет к воспитанию цифровой зависимости и, как следствие, прогнозируют снижение уровня общего интеллектуального развития детей”.

Практика показывает, что широкое проникновение в жизнь цифровых технологий и возможность ведения созерцательного образа жизни может привести не только к снижению интеллектуального развития детей. Ниже вы видите два слайда из доклада Галины Солдатовой (заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии ФГОУВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», доктор психологических наук, член-корреспондент РАО) «Проблемы сохранения здоровья обучающихся в условиях современной школы».





Комментарии к этим слайдам (они показывают своего рода “обратную сторону ИТ-медали”), надо полагать, излишни.

А вот (см. ниже) ещё один слайд из доклада Галины Солдатовой. Он показывает, что многим директорам российских школ сейчас не до решения задач компьютеризации. Есть и более неотложные дела, требующие немалых усилий.



А вот ещё два слайда-страшилки из докладов, прозвучавших на вышеупомянутой конференции.





Лично меня пугает, что школьники и дошкольники используют Интернет в столь больших количествах. И зачастую не столько для расширения своего кругозора и повышения уровня интеллекта, а совсем для других целей. Однако прогресс не остановить. И плюсы всеобщей цифровизации, видимо, перевешивают её минусы. Ниже вы видите ещё три слайда из доклада Александра Кондакова. На них перечислены основные плюсы мобильного образования.








С лозунгом о том, что “мобильное образование – это хорошо” никто не спорит. Даже те, кто считает, что компьютер никогда полностью не заменит живого преподавателя и живой беседы с опытным наставником (известно ведь, что опытные преподаватели и наставники не всем и не всегда доступны). Плохо то, что в нашей стране школьное мобильное образование пока доступно далеко не всем нашим гражданам. Одна из причин – отсутствие общедоступных (или доступных за разумную плату) “мобильных учебников” (или, как говорят специалисты, интерактивных образовательных онлайн-ресурсов по различным предметам учебного плана).

На упомянутой выше конференции такого рода интерактивные образовательные онлайн-ресурсы (для учебных планов с 1-го по 11-й класс) демонстрировало ООО “Мобильное электронное образование”. Однако пока эти ресурсы доступны лишь юридическим лицам. Выяснить, почему они недоступны в виде платного онлайн-сервиса, автору этих строк не удалось.