Информационные технологии по своей сути были, есть и останутся творческой сферой деятельности. Этот творческий аспект ИТ должен стать фокусом внимания любого предприятия, так как он является источником инноваций и конкурентных преимуществ. Продуктивная сила ИТ заключается в ее способности превращать идеи в реальность на основе успешной деятельности объединенной команды из представителей бизнеса и технических специалистов. К сожалению, по мере бурного развития технологий на протяжении последних трех десятков лет ИТ-подразделения постепенно стали считаться источником неконтролируемых затрат, а многие руководители финансовых служб стали смотреть на ИТ не под углом роста, а под углом сдерживания и сокращения затрат.

В некоторых случаях такой подход абсолютно оправдан. Однако это смещение угла зрения вызывает ощутимые последствия, так как к творческим талантам зачастую относятся как к взаимозаменяемым деталям. Это привело к офшоризации и аутсорсингу инфраструктуры привлечения талантливых специалистов, и результатом этого рассредоточения стало рассеяние багажа знаний и утрата социальной сплоченности, очень важных для инноваций и успешной реализации проектов. Провалы проектов остаются очень распространенным явлением, что еще больше вредит восприятию ИТ-организаций как жизненно важного ресурса бизнеса. Этот тренд необходимо повернуть вспять. CIO должны перейти в наступление и стать одной из движущих сил инноваций на своих предприятиях. Для этого им потребуется растить таланты, улучшать культуру труда, наращивать багаж знаний и трансформационные возможности, которые необходимы, чтобы вести организацию вперед.

Путь вперед — бизнес-инфраструктура как сервис

К счастью для нас, дорога движения вперед ясна. Главный рычаг трансформации — созревание инфраструктуры как сервиса. Большинство корпораций имеет обширную и дорогостоящую инфраструктуру, которая нуждается в профессиональном управлении, обеспечивающем контролируемость сложности и затрат. Эта сторона ИТ нужна для ведения бизнеса, и поэтому является конкурентной необходимостью, а не конкурентным преимуществом. Все, что относится к конкурентной необходимости, будет перемещаться в облако, которое обеспечит жизнестойкость и функциональность всей бизнес-инфраструктуры в форме сервиса (сюда входят сети, вычислительное оборудование, системы хранения данных и корпоративные системы вроде ПО для кадровых служб). ИТ-отделы должны стать лидерами этих трансформационных изменений, разрабатывая их ясную стратегию при поддержке со стороны руководства компаний.

В результате конкурентного выстраивания технологической инфраструктуры и замены внутрикорпоративных систем облачными решениями (типа Workday для кадровых служб) бремя повседневного обслуживания бизнеса во многом перекладывается на сторонних провайдеров, что позволяет руководству предприятия сфокусироваться на главных задачах бизнеса. (Во многих организациях 80% времени и денег тратится на обеспечение функционирования бизнеса.) Еще важнее, что экономия, достигнутая при этой трансформации, может быть направлена на инвестиции в стратегически важные цели — инфраструктуру привлечения талантливых специалистов и совершенствование управления. Выстраивая базу для инноваций и роста бизнеса, ИТ-отдел может сосредоточить внимание на творческой стороне бизнеса.

ИТ-персонал — это творческие соавторы

У ИТ-отдела есть мощный потенциал стать лидером инноваций. ИТ-организации в буквальном смысле создают ценности. В своей книге «Трансформируя ИТ-культуру» я наглядно показываю, почему ИТ-служба является творческой силой компании. К сожалению, как отмечено в книге, индустриальное восприятие роли ИТ замаскировало врожденную креативность нашей профессии. ИТ-специалиста, которого индустрия рассматривает как менеджера, на самом деле можно сравнить с дирижером и, продолжая далее, программиста с композитором и конечного пользователя со слушателем, а наши средства проектирования — по сути дела инструменты, на которых мы играем.

ИТ-персонал — это не просто сотрудники, это также и творческие соавторы!

Большие команды из узкоспециализированных профессионалов по частям вносят вклад в конечное решение. По своей сути разработка решений есть продукт целостного видения, тесного сотрудничества и способности коллективно продвигать идею от концепции к реальности. И каждый шаг вперед требует творчества.

Технологические коллективы являются тружениками этой новой эры. Это кристально ясно в софтверной индустрии, в которой компания за компанией внедряют в жизнь новые решения, рассматривая свой штат как ценные корпоративные ресурсы и борясь за привлечение самых лучших (отнюдь не самых дешевых) талантов. Руководство использует творческие возможности квалифицированных тружеников компании. В традиционных же корпорациях дело обстоит наоборот. Здесь творчески одаренные люди обычно недоиспользуются. Эта ориентация является прямым следствием образа мысли индустриальной эпохи, который все еще преобладает во многих корпорациях, где таланты высокомерно рассматриваются как кадровые единицы — нечто вроде комплектующих деталей, где чем дешевле, тем лучше.

Будущее ясно и определенно

ИТ-организации однозначно позиционированы для лидерства. CIO должны шагнуть вперед, изменить свой имидж в восприятии организации и стать движущей силой планов роста и инноваций. Они также должны использовать теневые возможности ИТ и содействовать инициативам со стороны бизнеса в плане надлежащего управления. Они должны быть драйвером, а не тормозом изменений в своей организации.

Какой другой отдел компании способен вырабатывать технологическую стратегию, формировать целостную архитектуру, эффективно управлять крупными инициативами, контролировать выполнение сложного портфеля задач, органично интегрировать продукты разносортных вендоров и координировать все факторы, воздействующие на организацию, такие как мобильность, социальные сети, облачные технологии и большие данные? Абсолютно нет никаких причин, чтобы ИТ-отдел занимал оборонительные позиции.

Будущее ясно и определенно. Технологии будут играть все более важную роль. Учет многих технологических факторов, воздействующих на организацию, должен быть оформлен в целостное видение, иначе конечным результатом станет недопустимый хаос.

CIO должны подняться ступенью выше, взять на себя роль лидеров и последовательно трансформировать ИТ-отдел в уважаемую организацию, обладающую высоким уровнем креативности, широким стратегическим видением и способностью продвигать инновации. У CIO есть, что терять, и если они упустят эти перспективы, не очень сведущие бизнес-администраторы будут пожинать дорогостоящие последствия неуправляемости ИТ-отделов, прячущихся в тени организации. И этот беспорядок будет стоить немалых денег.