Согласитесь, что не к каждой общеобразовательной школе в нашей стране протянуто оптоволокно с пропускной способностью 1 Гбит/c. И далеко не каждая из них имеет ИТ-парк в триста с лишним компьютеров. И не у каждой есть собственные 3D-кинотеатр, планетарий и обсерватория, бассейн, зал хореографии, библиотека с Wi-Fi, уголок психологической разгрузки... И не в каждую школу с рабочим визитом приезжал В. В. Путин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно c этой школы в нашей стране началось шествие глобального проекта Samsung Smart School, позволяющего интерактивно управлять процессом обучения, а также следить за успеваемостью и посещаемостью учеников.

“Эти решения не только позволяют детям получить доступ к мультимедийному контенту, но и готовят их к будущему в условиях технологически ориентированной среды, — отметил Джан Санг Хо, президент штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ. — Современное поколение родилось со смартфонами в руке, поэтому технологическое оснащение классов является вполне логическим шагом”.

В конце ноября в школе № 29 города Подольска (Московская область) открылся класс, оборудованный новейшими планшетами Samsung GALAXY Note 10.1, специальными зарядными станциями, а также 65-дюймовой ЖК-панелью Samsung ME 65B, играющей роль электронной классной доски. При этом в процессе обучения используются электронные учебники, находящиеся в облаке, созданном компанией “Азбука Рус”, которая позиционирует себя как оператор и владелец системы защищённой дистрибуции контента, предоставляющей издателям и заказчикам возможность не только безопасно продавать и покупать контент в электронном виде, но и надёжно защищать купленный контент на широком ряде мобильных устройств. “Программное обеспечение, созданное нами для ОС Android, позволяет на лету синхронизировать контент, доступный ученикам и учителю, а также распознавать рукописный ввод, — говорит основатель и управляющий партнер “Азбуки Рус” Нукри Башарули. — Благодаря возможности обмена контентом учителя смогут проводить интерактивные уроки и групповые активности в режиме реального времени. При этом вся необходимая учебная информация всегда будет находиться у школьников под рукой”.

Не умаляя вклада других участников проекта, в любом деле всегда можно выделить главного инициатора и, так сказать, главную движущую силу. В данном случае такой движущей силой является Игорь Царьков, преподаватель физики и астрономии, заместитель директора по научно-методической работе подольской средней общеобразовательной школы № 29 имени П. И. Забродина. Вот что он рассказал обозревателю PC Week/RE Владимиру Митину.

PC Week: Когда началась компьютеризация вашей школы?

Игорь Царьков: Использовать компьютеры в учебном процессе мы стали примерно пять лет тому назад. Начали с физики, информатики, литературы и иностранных языков. Тогда ещё не было планшетных ПК с сенсорными экранами. Поэтому первоначально мы использовали цифровые блокноты Genius, подключаемые к 10-дюймовым нетбукам Acer и Asus через USB-кабель и позволяющие относительно легко делать рукописные заметки, рисунки, схемы и чертежи. Года через два приобрели нетбуки Classmate PC, которые выпускались в рамках глобальной программы Intel World Ahead, направленной на оснащение учебных заведений современной специализированной мобильной техникой. Эти небольшие по размеру устройства имели тачскрин, на котором с помощью стилуса можно осуществлять рукописный ввод данных и тем самым полностью отказаться от бумажной технологии. Работать с такими устройствами (их для своих чад покупали родители) было очень интересно. Эти нетбуки мы использовали в учебном процессе около трех лет. При этом мы не заставляли пап и мам приобретать их посредством выпуска какой-либо “директивы”, а провели несколько родительских собраний, на которых поясняли, какие есть модели и как эти модели могут использоваться в учебном процессе. В итоге родители сами приняли решение не экономить на своих детях и приобрести для них самые передовые на то время модификации. Результат был очень хорош: практически все наши школьники, работавшие с Classmate PC, поступили в лучшие вузы страны — МГУ, МИФИ, ВШЭ и другие.

PC Week: Вероятно, у вас единственная школа в России, к которой подведено оптоволокно с пропускной способностью 1 Гбит/c. Зачем вам такая скорость доступа к Сети?

И. Ц.: История здесь такова. У нас свыше трёхсот компьютеров, и почти все они имеют выход во Всемирную паутину. Поэтому мы года два регулярно просили “Ростелеком” увеличить пропускную способность идущего к школе интернет-канала. Но нам все время отвечали, что для этого нет технических возможностей. В конце концов мы вышли на Администрацию Президента РФ, и оттуда в “Ростелеком” пришло письмо с просьбой решить вопрос. И что вы думаете? Вопрос был решен буквально за два дня. Причем собственно прокладка оптоволокна от ближайшего к нам узла связи (а это примерно два километра) стоила смешных денег. Мы не просили 1 Гбит/c. Я не знаю технических деталей, но у них, видимо, не было оптоволокна с меньшей пропускной способностью. Мы согласились на эту скорость, но теперь за безлимитный Интернет наша школа ежемесячно платит “Ростелекому” около 40 тыс. руб. Это, конечно, дорого (впрочем, в Подольске и домашний Интернет примерно вдвое дороже, чем в Москве, хотя наш город находится всего в 36 км от центра столицы и в 15 км от МКАД). Но зато теперь у нас есть возможность скачивать из Интернета и демонстрировать учащимся в школьном 3D-кинотеатре стереофильмы (посредством поляризационных очков) по всем предметам естественнонаучного цикла.

PC Week: Что можно сказать о размерах и характере школьного ИТ-хозяйства?

И. Ц.: Кроме класса, оснащенного Android-планшетами Samsung GALAXY Note 10.1, все остальные компьютеры нашей школы работают на платформе Windows. У нас есть четыре класса (7-й, 8-й, 10-й и 11-й) на нетбуках Intel Classmate PC 4. Кроме того, три кабинета (физика, химия и биология) снабжены лабораториями на базе нетбуков Intel и ноутбуков Acer. Плюс два класса информатики. И ещё компьютеры электронной библиотеки на базе Windows Multi Point с тонкими клиентами. Добавьте к этому семь серверов для выполнения различных задач, интерактивные комплексы во всех кабинетах школы, а также пять классов начальной школы, оснащенных комплектами нетбуков. И кроме того, восемь компьютеров нанолаборатории, не говоря уже об администрации школы и различных мелких точках использования. Помимо этого у нас есть цифровой планетарий и полностью автоматизированная астрономическая обсерватория, в которой управление телескопом и куполом осуществляется как с компьютера обсерватории, так и с любого компьютера школьной локальной сети. Можно также упомянуть школьную видеостудию. Одним словом, в итоге у нас наберется порядка 340 настольных и мобильных компьютеров.

PC Week: Как вы вышли на “Азбуку Рус”, имеющую среди прочего облачное хранилище электронных учебников по многим предметам, входящим в соответствующий федеральный перечень?

И. Ц.: Это не мы на них вышли, а они на нас. Времена, когда мы ходили с протянутой рукой, слава Богу, прошли. Теперь не мы ищем, а нас ищут сами поставщики компьютеров и программного обеспечения. С основателем и управляющим партнером “Азбуки Рус” Нукри Башарули мы знакомы около двух лет. И за это время нам удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество. Мы с удовольствием обкатываем предлагаемые “Азбукой” технологии. Надеюсь, что и им наш опыт интересен.

PC Week: Какое место занимает ваша школа среди других школ города, области и страны?

И. Ц.: В Подольске 32 общеобразовательные школы (включая лицеи и гимназии). Их работа оценивается соответствующим подразделением Минобрнауки по 54 параметрам. Есть и обобщенный параметр, который вычисляется по некоторому алгоритму. Так вот, по этому обобщенному параметру мы стали лучшим общеобразовательным учреждением города. При этом, заметьте, мы не обладаем статусом лицея или гимназии, а являемся обычным муниципальным общеобразовательным учреждением, работающим в режиме шестидневной рабочей недели и насчитывающим 25 классов, в которых в общей сложности обучается свыше 640 человек. В то же время у нас замечательный педагогический коллектив (средним возраст — 45 лет): из 46 наших преподавателей свыше половины имеют высшую категорию и почти десять — первую. Если говорить о заслугах областного масштаба, то мы несколько раз побеждали в областных конкурсах на самую благоустроенную территорию и по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса. Кроме того, в 2008 г. мы стали победителем приоритетного национального проекта “Образование”, в 2009-м — лауреатом конкурса “Лучшие школы Подмосковья”, в 2011-м —- победителем конкурса инновационных школ Московской области.

PC Week: Когда и по какому поводу к вам приезжал В. В. Путин?

И. Ц.: Он приезжал к нам на день знаний — 1 сентября 2011 г., будучи еще в должности премьер-министра. В этот день все высшие чиновники страны ездят по школам с поздравлениями. Почему Владимир Владимирович выбрал именно нашу школу, я не знаю, но какие-то критерии отбора у него, видимо, были. Кстати, оптоволокно к нам протянули до визита Путина, и это, на мой взгляд, с его визитом никак не связано.

PC Week: Спасибо за беседу.