Использует ли ваша компания какие-либо облачные SaaS- и/или PaaS-сервисы?

Когда речь заходит о реальном применении облачных решений в бизнесе, мы нередко наблюдаем крайнюю поляризацию мнений. Одни видят в облаках будущее и готовы идти в этом направлении уже сейчас, другие выражают крайний скепсис и отмечают серьезные проблемы (а они, несомненно, есть). Редакция PC Week попыталась прояснить картину, проведя опрос среди своих читателей.

Как нам кажется, выборка получилась достаточно репрезентативная. Около 62% респондентов представляют предприятия сегмента СМБ (37% с численностью до 100 сотрудников и 25% — от 10 до 500). Получили мы отклики и от весьма крупных компаний (со штатом более 5000), таковых оказалось 8%. Получают ли от крупных вендоров нынешние пользователи их продуктов предложения по развертыванию тех или иных решений в облаках? Довольно неожиданно оказалось, что 44% компаний подобных предложений вообще не поступало. Еще 18-ти процентам их предлагают в комплекте с дополнительными услугами по развертыванию и поддержке (собственными и партнерскими), 17-ти процентам предлагают, но на базе зарубежных ЦОДов и 15-ти процентам — через инфраструктуру своих партнеров.

Директор по продажам бизнес-приложений SAP СНГ Павел Растопшин сообщил, что его компания использует проактивный подход в работе с облачными заказчиками и регулярно общается по данной теме с ИТ-сообществом. Сейчас для клиентов SAP важны такие вопросы, как широта спектра бизнес-сценариев, которые можно использовать в облаке, модели расчета возврата от инвестиций и совокупной стоимости владения (TCO) для разных вариантов развертывания (облачных или гибридных), примеры внедрений в России и за рубежом. Коммерческий директор «Эй Би Си Консалтинг» Михаил Энгельгардт добавляет, что у многих ИТ-служб отсутствует четкое понимание вопросов обеспечения безопасности данных, архитектуры интеграции и качественной оценки рисков использования облачных сервисов.

А руководитель направления CRM компании itelligence Артем Третьяк объясняет недостаточную популярность облачных решений в России не столько дефицитом информации, сколько относительной новизной этих сервисов на отечественном рынке и определенным недоверием со стороны заказчиков к размещению своих данных на внешних площадках. Директор по развитию бизнеса SAP компании НОРБИТ Игорь Новиков связывает упомянутую непопулярность облаков тем, что многие клиенты не готовы менять свои процессы под имеющиеся в облачной системе стандарты: «Понятно, что определенный процент кастомизации возможен. Но все же клиенты не готовы менять бизнес-процессы, считая это своим ноу-хау. Вторым немаловажным фактором является нежелание компаний размещать свои данные на сторонних серверах, считая их в таком случаем легкодоступными для конкурентов или представителей органов власти. Очевидно, что для обеспечения роста бизнеса поставщикам придется предоставлять больше технических деталей и информацию о регулирующем законодательстве, чтобы для заказчика все условия использования облачных сервисов были по-настоящему прозрачными и понятными».

Какие функции корпоративного управления, с вашей точки зрения, целесообразно получать в виде облачной услуги?

И действительно, судя по нашему опросу, полной ясности у заказчиков нет. Так, существенная часть респондентов (47%) ожидает от внедрения облачных решений сокращения капитальных затрат на ИТ. Однако они не всегда уверены в том, что их бизнес-процессы будут при этом поддерживаться в полной мере. Можно ли использовать облачные среды для тестирования прикладных систем, предшествующего выбору или развертыванию системы? Какие возможности для такого тестирования предлагают сегодня облачные провайдеры?

«Важно понимать, что в основе облачных решений лежит концепция упрощения. В стандартном варианте ПО поддерживает базовое количество важнейших настроек, тем самым влияя на снижение TCO. В облаке можно сделать и разработки, одновременно сохранив преимущества „облачности“. Однако в большинстве случаев это не является стандартным рекомендованным подходом,— предупреждает Павел Растопшин. — В 99% случаев облачное решение дает ожидаемый результат, устраняя проблемы и принося множество выгод, которые заказчик даже не ожидает получить. Но нередко мы видим, что клиенты опираются на собственные, созданные вручную разработки. Если у них есть сомнения относительно того, сможет ли облачное решение удовлетворить их нужды, SAP предлагает несколько подходов. Для начала проводится демонстрация, основанная непосредственно на бизнес-процессах заказчика, которая, как правило, подтверждает соответствие решения требованиям клиента. Далее клиенты при желании могут тестировать систему еще в течение нескольких дней».

По мнению Артема Третьяка, облачные решения предлагают больше возможностей для предварительного изучения по сравнению с онпремисными. Например, большинство таких решений имеют демо-доступ к полнофункциональной версии, который может быть легко предоставлен по запросу клиента и не требует от него капитальных вложений. Игорь Новиков напоминает, что в России уже есть дата-центры, с помощью которых можно получить доступ к тестовой среде и провести нагрузочные тестирования облачного приложения.

Как считает большинство опрошенных (61%), более широкое использование облачных услуг сдерживается риском прекращения деятельности облачного провайдера. Что можно порекомендовать для уменьшения таких рисков? Михаил Энгельгардт советует детально оценить возможность получения компенсаций в случае одностороннего отказа провайдера в предоставлении услуг по уже заключенному договору и способы/условия выгрузки своих данных. А Артем Третьяк рекомендует выбирать надежную компанию с мировым именем, активно инвестирующую в облачные решения и работающую на российском рынке. «SAP — одна из немногих компаний, которая совместно с „Ростелекомом“ открывает собственный дата-центр и будет предоставлять облачные сервисы из России согласно российским законам», — напоминает Павел Растопшин.

А что будет, если сам заказчик не захочет продлевать контракт? Какие условия предлагаются сегодня компаниям, которые по тем или иным причинам хотели бы отказаться от приобретенных ранее услуг облачного провайдера с наименьшими потерями для себя? Чего в этих условиях недостает, по мнению заказчиков, прежде всего? «Подобный риск не должен стать проблемой для клиента, использующего как онпремисные, так и облачные решения SAP, — убежден Павел Растопшин. — Клиент сам выбирает продолжительность контракта с SAP и партнерами, обычно она составляет 12 мес. Заказчик всегда оставляет за собой право не продлевать контракт. Если клиент принимает такое решение, он не должен платить неустойку и может изъять из системы всю информацию в течение 30 дней после окончания срока договора».

Как вы оцениваете уровень осведомленности вашей компании о предлагаемых в нашей стране альтернативных или дополняющих облачных сервисах для управления бизнесом?

По мнению Михаила Энгельгардта, заказчика в этот момент волнует, что будет с его конфиденциальными данными, и возможно ли промышленными способами их экспортировать в свои системы и/или хранилища данных. Кроме того, услуги по облачным сервисам предоставляются, как правило, по модели pre-pаid, а это автоматически означает что заказчик может гибко планировать срок получения сервиса, но чаще всего не предполагается возврата средств за предоплаченный период. Именно подобного возврата и не хватает многим заказчикам для ощущения финансовой защищенности.

Почти столько же (60%) респондентов смущает перспектива передачи ответственных приложений и данных внешним дата-центрам. Насколько нормативные требования сдерживают широкое применение облачных решений в России? Какие мероприятия наиболее важны для подтверждения легитимности применения облачных сервисов в государственном и коммерческом секторах? «Как правило, отделы безопасности в компаниях разделяют информацию, используемую в различных системах, на классы и уровни доступа в зависимости от потенциальных рисков в случае потери этой информации, — пояснил Михаил Энгельгардт. — Чаще всего по этому же принципу принимают решение и относительно возможности использования на предприятии тех или иных облачных сервисов. Для успеха облачного сервиса в нашей стране ЦОД, обеспечивающий его работу, должен находиться на территории России и быть сертифицирован по международному уровню, не ниже класса TIER3. А сам сервис должен соответствовать нормам 152ФЗ о защите персональных данных и быть сертифицирован по нормам ФСТЭК».

По мнению наших респондентов, есть и другие препятствия на пути более широкого использования облачных услуг. Это отсутствие адекватной финансовой ответственности провайдера за ненадлежащую работу облачного сервиса (49% опрошенных), сложность формулирования SLA-соглашений и подписания соответствующих контрактов (36%), трансграничная передача данных в зарубежные дата-центры (35%), высокая цена сервиса (31%), существенный уровень кастомизации прикладных систем, который сложно поддерживать в облаке (28%), отсутствие прозрачного пути перехода от онпремисных решений к облачным и обратно с сохранением предыдущих лицензионных инвестиций (25%), недостаток примеров успешного использования облачных сервисов в нашей стране (24%) и сложность интеграции облачных и онпремисных решений (20%).

Подобная интеграция многим заказчикам представляется задачей весьма сложной, требующей высокой квалификации и не гарантирующей желаемого результата. Следует иметь в виду, что, согласно нашему опросу, для 39% респондентов побудительным мотивом для развертывания облачных решений является как раз отсутствие в их штате специалистов для развертывания и поддержки технологической платформы на собственной площадке, а следовательно, рассчитывать на собственные силы в деле интеграции им тоже не приходится. Каким условиям должны удовлетворять облачные и унаследованные онпремисные решения в гибридных конфигурациях для того, чтобы их можно было интегрировать в рамках проектов с разумным бюджетом?

«Интеграция облачных и онпремисных решений является одной из сильных сторон облака SAP — это лучшие в своем классе бизнес-решения, которые могут быть интегрированы практически в любую систему, — утверждает Павел Растопшин. — Некоторые облачные решения (SuccessFactors, Ariba) появились в портфеле SAP благодаря приобретениям, и ранее эти приложения интегрировались в любую систему независимо от вендора. Если клиент осуществляет интеграцию облачных и онпремисных решений, мы предлагаем готовую схему, благодаря которой гибридная интеграция проходит всего за несколько дней».

Говоря о технических аспектах, Михаил Энгельгардт напоминает, что в интегрируемых системах в первую очередь должны поддерживаться стандартные форматы обмена данными, такие как плоские файлы, использование API- и Web- сервисов. В идеальной модели решение должно поддерживать и промышленные интеграционные шины, широко используемые в компаниях крупного бизнеса и в госсекторе. «В данном случае вопрос лежит не в плоскости облака/онпремисных решений, а в сложности обмена данными вообще между системами, консистентностью данных, принципами обмена, — соглашается с ним Игорь Новиков. — У ведущих вендоров сейчас имеются инструменты для облегчения интеграции (например, SAP Process Orchestration), которые успешно внедряется в России и позволяют существенно упростить жизнь заказчикам в части обеспечения интеграционных процессов.»

Другие статьи раздела «SAP Cloud»