Павел Растопшин

Охватившая весь мир облачная революция на наших глазах меняет ландшафт рынка бизнес-приложений. Неудивительно, что свое веское слово в этом деле говорит и лидер мирового рынка корпоративного ПО — компания SAP. О том, какова облачная стратегия вендора и как она реализуется в России и в мире рассказывает директор SAP СНГ по продажам бизнес-приложений Павел Растопшин.

В последнее время компания SAP часто называет себя облачной. Что стоит за этими словами и чем вызван столь явный поворот в сторону облаков?

Если коротко, мы видим в этом будущее. За последние годы SAP делала серьезные стратегические инвестиции в целый ряд инновационных направлений, таких как мобильность, большие данные (SAP HANA) и облака, которые многими компаниями воспринимаются как абсолютно необходимые (в первую очередь, в США, где сосредоточено 61% мирового корпоративного рынка SaaS, и в Европе). Будучи мировым лидером на рынке бизнес-приложений, мы просто обязаны были возглавить движение в облака. На этом направлении сделан целый ряд крупных шагов, связанных как с приобретениями (SuccessFactors, Ariba), так и с построением соответствующих облачных сервисов на базе собственной сети ЦОДов. Претерпевают изменения и внутренние бизнес-процессы SAP. Если посмотреть на аргументацию тех предприятий, которые пока не решаются использовать облака, то для менее зрелых рынков основными препятствиями являются вопросы безопасности и неизведанности всех возможных последствий, а для более зрелых все упирается в TCO, т. е. в экономические факторы. Однако, если говорить об облаке SAP, то наш контраргумент по пункту «безопасность» — собственный дата-центр в России, где наши облачные приложения будут доступны компаниям всех масштабов бизнеса и отраслей, а также госструктурам, чтобы наши клиенты могли хранить свою информацию на территории РФ, как этого требует российское законодательство. А относительно эффективности наших облачных решений, для наглядности хочу привести один пример: пару лет назад мы купили облачную бизнес-сеть Ariba, которая объединяет около 1,55 млн. компаний из 140 стран (еще год назад — около 1 млн. компаний) В среднем за год денежный объем операций в сети Ariba составляет более 540 млрд. долл. (еще год назад около 450 млрд.), и если бы Ariba была страной, то в мировом рейтинге, базирующемся на уровне ВВП, она бы занимала 25-ю строчку. Сегодня SAP — это 33 млн. облачных пользователей, более 11 700 облачных партнеров и 25 индустриальных облачных решений — и это самое красноречивое доказательство преимуществ технологии для наших заказчиков.

Если говорить о масштабе предприятий, то глобально потребность в облачных решениях изначально возникла у быстрорастущих компаний, однако в настоящее время заметного перевеса нет и все больше крупных компаний присматриваются к облаку. Среди наших клиентов, например, British Airways, Amway, Yahoo, Siemens, PepsiCo и т. п. В России сохраняется похожая тенденция.

Вряд ли в обозримой перспективе SAP откажется от продвижения онпремисных решений, да и многие заказчики продолжат их использование. Как будет осуществляться совместная эксплуатация онпремисных и облачных решений? Кто и как сможет обеспечить их интеграцию? Какие приложения предпочтительнее размещать на своей площадке или в частном облаке, а какие — получать в форме облачного сервиса?

Системы разных заказчиков могут существенно отличаться по степени кастомизированности их основных бизнес-процессов. Если они имеют уникальную специфику, то, приложив немного усилий, ее можно реализовать в облачном сервисе. Если же есть процессы, которые унифицированы, то их будет проще и выгоднее реализовать в виде облачного сервиса. С учетом этого мы в своей стратегии преследуем следующие цели: упростить жизнь клиентам, дать им легкий доступ к самым передовым инновациям и обеспечить интеграционные процессы. При гибридном облачно-онпремисном развертывании бизнес-решения вопросы интеграции приобретают особую важность и соответствующие технологии компания SAP тоже готова предоставить. Наряду с существенно кастомизированными процессами онпремисная модель чаще применяется там, где протоколы передачи данных не стандартизированы, например в процессах управления цеховым оборудованием.

Возможна ли полноценная облачная реализация базовых «тяжелых» приложений SAP Business Suite? Какова облачная стратегия SAP в отношении таких систем?

Прежде всего хочу подчеркнуть, что с появлением облачной редакции платформы HANA Enterprise Cloud вся линейка наших ERP продуктов стала доступна в облаке для компаний любого размера. На традиционных платформах подобной возможности нет, связано это со стратегической ориентацией SAP на HANA и стремлением строить в облаке гомогенную среду, которую проще поддерживать и предоставлять всем клиентам.

В арсенале SAP есть немало сервисов, изначально развернутых в облачной архитектуре. Это закупочная площадка Ariba, сервис управления персоналом SuccessFactors, инструменты организации взаимодействия с клиентами CRM On-Demand. Чем они могут быть привлекательны именно для российских заказчиков? Есть ли проблемы на пути их использования в нашей стране и как они могут решаться?

В первую очередь решения SAP Cloud для российских клиентов — доступ к функционалу систем мирового уровня, удобным, быстрым и инновационным. Причем доступ, который можно получить уже завтра. Все решения переведены на русский язык и имеют встроенную локализацию процессов. По каждому решению мы подготовили сеть партнеров, которые готовы провести дополнительную настройку по требованию клиентов. Есть успешный опыт других клиентов. Таким образом, мы сделали все необходимое, чтобы российские заказчики получили максимум выгоды от нашего cloud-предложения.

Какова будет роль местных партнеров в реализации облачной стратегии SAP? Не снизится ли их статус? Будет ли в полной мере востребована накопленная экспертиза?

Клиенты ожидают, что сервисы, получаемые ими из облака не требуют особой настройки, что не совсем верно: та или иная кастомизация необходима всегда, поскольку каждая организация и ее процессы в чем-то индивидуальны. В нашем облаке работает множество таких индивидуализированных прикладных сервисов, но лежащая в их основе базовая версия периодически обновляется синхронно для всех заказчиков. При этом консультанты или партнеры, отвечающие за кастомизацию, могут производить удаленно настройку сервиса непосредственно в облаке. Более того, обновления отдельных функций, если заказчика устраивают их текущие версии, можно отключать. У нас всегда были партнеры, осуществлявшие наряду с продажами лицензий и внедрение систем. На новом этапе они получат дополнительную возможность продавать еще и настраиваемые облачные сервисы. Сегодня уже около десятка российских партнеров подписали контракты, позволяющие им делать это, причем их предложения охватывают весь спектр облачных сервисов (HR, Ariba, CRM).

Насколько клиент свободен в варьировании объема потребляемых по подписке ресурсов? Может ли он оплачивать только то, что реально используется (процессорная нагрузка, число пользователей, отдельные функции)? Или подписка предусматривает какие-то фиксированные пределы, выход за которые требует подписания другого соглашения?

Клиент определяет перечень и объем планируемого к потреблению программного обеспечения на этапе заключения соглашения. В рамках данного объема и идет потребление ресурсов, а также оплата подписки. В любой момент можно расширить потребляемый по подписке объем или же получить возможность пользоваться дополнительным программным обеспечением с соответствующим новому уровню потребления ростом стоимости подписки.

В чем особенность облачной стратегии SAP по отношению к ее технологическим решениям, в первую очередь SAP HANA?

Следуя нашей облачной стратегии мы не забываем и о SAP HANA. Поэтому мы запустили облачную версию HANA под названием HANA Enterprise Cloud, которая в перспективе должна стать стандартной для всех ERP-продуктов компании. На этапе пилотного тестирования заказчики разместили в облаке HANA Enterprise Cloud уже порядка 750 Тб данных. К концу года планируется увеличить этот объем вдвое. По современным меркам «больших данных» цифра не кажется внушительной, особенно по сравнению с объемами информации, которые перерабатывают традиционные SAP-решения на обычных серверах в корпоративных сетях заказчиков, но старт можно назвать успешным. А весной этого года мы объявили о появлении нового сервиса для заказчиков в России и СНГ, благодаря которому заказчики, внедряющие решения SAP на платформе SAP HANA, смогут получить всю необходимую инфраструктуру в режиме подписки на любое необходимое время и для любых задач: от развертывания тестовых и проектных конфигураций до полного переноса ИТ-инфраструктуры для решений SAP в виртуальную среду. Требуемая заказчику конфигурация программно-аппаратного комплекса будет предоставляться на базе собственного дата-центра SAP в России, об открытии которого мы объявляли ранее в этом году, инвестируя в безопасность данных наших заказчиков и их хранение в соответствии с требованиями российского законодательства.

Другие статьи раздела «SAP Cloud»