НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Покупки «внутри программы»: чем это грозит пользователю

Много лет назад, когда я только начинал работать ИТ-журналистом, один из моих наставников советовал мне почаще смотреть на развитие индустрии компьютерных игр. Мол, во многом геймеры — пионеры отрасли. Часто именно они начинают эксплуатировать всякие схемы, которые потом получают широкое распространение в других сегментах. Я, разумеется, следую этой рекомендации до сих пор. И вот какую тенденцию заметил.

[spoiler]Сейчас появляется всё больше мобильных игр, которые сами по себе бесплатны. Но в процессе игры пользователю постоянно предлагается что-то купить — какое-то качество персонажа, какой-то нужный предмет и т. п. Конечно, теоретически можно играть и без этого, но тогда прохождение некоторых уровней затягиваться очень надолго.



У такой схемы монетизации есть одна интересная особенность. Допустим, купил геймер какие-то особо «прокаченные» патроны, перебил всех врагов, но из-за какой-то ошибки на сервере не смог сохранить игру. В результате уровень не пройден, деньги потрачены зря.

Только жаловаться формально не на кого. Купленные патроны игроку выдали, а работоспособности бесплатного сервиса никто и не обещал.

Серьёзный человек скажет, что так им и надо. Нечего время игрушками убивать. Только подобная схема запросто может быть реализована и в серьёзных сервисах.

Я не удивлюсь, если скоро появятся бесплатные облачные «офисы», предусматривающие покупку «внутри программы». Скажем, пользователь может за деньги подключить какие-то шрифты или возможности форматирования… Подготовил он красивый документ, хочет сохранить его на сервер, а в ответ — сервис временно недоступен, примите наши извинения и т. д. В-общем, знакомые слова.

Техподдержка объяснит, что ваши честно купленные шрифты никуда не делись — они по прежнему ваши. Ну а сервер скоро починим — мол, сами понимаете, какая большая нагрузка на наш удобный и, главное, бесплатный сервис. Возразить формально нечего.

Это я к тому, что «виртуальный товар» по-прежнему продолжает оставаться не совсем товаром — на практике он подчиняется каким-то своим законам, зачастую вступающим в противоречие с общепринятыми нормами. Экономисты же по-прежнему молчат и делают вид, что проблемы не существует в принципе. А на обычный обывательский вопрос «Что же я купил?» отвечают либо молчанием, либо пространными и, увы, совершенно абстрактными рассуждениями.
Владислав Чинючин
Этот вопрос касается любых "цифровых" покупок.
Меня, например, больше беспокоит вопрос электронных книг. Ну, например, купил. Много. Целую библиотеку собрал. А через 10-20 лет этот интернет-магазин закрылся, старая читалка умерла по многочисленным причинам, устройства с поддержкой, к примеру, FB2 выпускаться перестали. Заодно и рынок конверторов сдулся, как исчезли когда-то многочисленные пункты, переписывающие видео с кассет на диски.
И остаётся тот же вопрос "Что же я купил?"